Внимание! ​​​​hot-diplom.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Искусственные подземные полости г. Одессы и ее окрестностей

Известный русский юрист. Чичерин Борис Николаевич

Чичерин Борис Николаевич Выполнила: Научный руководитель: Яковлев С.П. Чебоксары 2005 Содержание TOC o '1-1' u Введение ................................................................................

Социально-экологические проблемы реки Вуокса

Объектом предлагаемых в работе исследований являются эколого –экономические и эколого –правовые аспекты использования ресурсного потенциала реки Вуоксы. В работе используется метод системного анализа,

Астафьев и дети

Только в семье, считал он, отношение к жизни, все чувства и ощущения передаются по родству с молоком матери, редкой лаской отца, опускающего тяжелую ладонь на детскую голову». Сам писатель, как мы зна

Иисус в Коране

Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют ислам. Название «Ислам» происходит от арабского слова «салам», что в буквальном переводе означает «мир», но имеет ещё дополнительное значение «по

Культура Древней Руси в 10-13 веках. Значение принятия христианства

Принятие христианства 5)Письменность 6)Литература Летопись «Слово» «Житие» «Поучение» и «Хождение» «Моление» 7)Архитектура 8)Живопись 9)Значение принятия христианства. 10)Заключение. Введение. Для на

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826гг.)

Молодой поручик мечтал заняться литературным творчеством. Смерть отца дала Карамзину повод попросить отставку, а полученное небольшое наследство позволило осуществить давнюю мечтупоездку за границу.

Классификация доходов предприятия

Доходы торгового предприятия - увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств и иного имущества. Экономический анализ доходов предприятия позволяет выявить резервы роста пос

Культурный шок. Способы преодоления

Причина состоит в том, что культура – это среда, предопределяющая выбор вариантов нашего поведения. Как в воде набор вариантов поведения одних и тех же людей отличается от вариантов их движения на суш

Скачать работу - Искусственные подземные полости г. Одессы и ее окрестностей

Катакомбы постоянно напоминают о себе архитекторам и проектировщикам, геологам и спелеологам.

Подземные выработки стали реальностью наших дней, и еще долго будут будоражить общественность. А ведь благодаря резке камня в Одессе и ее окрестностях, был построен непосредственно сам город.

Благодаря Одесским катакомбам мы имеем уникальную культуру и историю.

Начиная от Хаджибея заканчивая нашими днями. Все-то, что, так или иначе, связано с Одесскими катакомбами. Целью данной работы является раскрыть основные этапы изучения катакомб, осветить проблему их происхождения. 1. История происхождения 5-6 млн. лет до н.э., в плиоценовой эпохе, северное Причерноморье было покрыто Понтическим морем, площадь, которого значительно превосходила теперешние границы Черного моря.

Северные берега, доходили до нынешних городов Вознесенска, Кривого Рога, Запорожья; западные – до Раздельной и южнее Тирасполя.

Прогреваемая опресненная вода изобиловала флорой и фауной, в частности различными видами моллюсков.

Которые в течении многих тысячелетий осаждались на дно моря, слой их нарастал и уплотнялся.

Глинистые частицы, приносимые реками, смешивались с раковинами. Так образовалась многометровая толща понтического известняка-ракушечника. [5; 3] Известняк – довольно легкий, пористый, легко рубится и пилится на блоки (отсюда и его название – пильный известняк). В то же время это долговечный материал, хороший теплоизолятор и удобный строительный материал. Пласт пильного известняка, при общем горизонтальном залегании, на склонах балок выходит на дневную поверхность, а на плато залегает на глубине более 25 м.

Добыча ракушечника в районе Одессы началась ещё задолго до основания города. После упразднения в 1775г.

Запорожской сечи поселилась некоторая часть запорожских казаков, основав хутора – Нерубайское и Усатово, где кроме земледелия занимались добычей соли и камня. С закладкой в 1794г.

Одессы широко развернулось строительство порта и нового города.

Потребность в камне возросла.

Добыча камня производилась дешевым хотя и опасным подземным способом, путем прокладки горизонтальных галерей-штолен.

Одновременно распространялась добыча и через вертикальные шахты-колодцы.

Вначале масштабы добычи пильного известняка были крайне незначительны.

Первые подземные каменоломни появились, видимо, в 1820-х годах. К 1840-м годам здесь уже существовали довольно большие подземные каменоломни, достигающие протяженности нескольких километров. К этому времени относится находка самой старой даты и надписи, сделанной древесным углём на стенке выработки 1842год. Эта дата найдена в 130 м. от ближайшего входа, что свидетельствует о значительной работе каменоломов, проделанной до этого времени. Кроме этой даты найдены даты 1844, 1848 г.г. все они находятся на значительном удалении от входов.

Особенно большие разработки камня велись в хуторах Нерубаиское и Усатово, в с.Куяльник.

Недостаток земли, частые засухи и недороды привели к тому, что добыча камня постепенно стала основным занятием населения этого района.

Трудовые приемы и навыки «добывания камня в скале» здесь переходили из поколения в поколение, дети с малых лет помогали отцам в шахтах. В старой Одессе подземные разработки камня производились стихийно, технического надзора не было.

Землевладельцы, используя право владения недрами в границах своего участка, вели разработку камня по своему усмотрению, нанимая для этого рабочих, или сдавали недра в аренду.

Отсутствие надзора и стихийность разработок способствовало хищнической добыче камня.

Многие участки земли оказались настолько подрезанными выработками, что стали непригодными для застройки, в некоторых местах в результате провалов начали разрушаться здания.

Первый официальный запрет подземной добычи камня-ракушечника в городской черте был объявлен в 1863г.

Контроль, за соблюдением правил при разработке был возложен на городскую полицию. Но пользы это принесло мало, так как в полиции не было специалистов по горному делу.

Позднее под нажимом камнепромышленников запрет вообще был отменён. После замены полицейского надзора на технический в 1883 году и учреждения в Одессе Юго-Западного горного округа, начали разрабатываться, и вводится более подробные инструкции по эксплуатации каменоломен.

Горный округ установил ответственность за нарушение правил безопасного ведения работ, организовал регистрацию каменоломен, ввёл технический горный контроль и ограничения, препятствующие хищнической разработке камня. Но нелегальная разработка прекратилась только в черте города. За городом же, массовая добыча камня продолжалась вплоть до середины XX века. [5; 6-8 ] 2. История изучения По городским катакомбам существует большой и разнообразный материал, сделано множество публикаций. Для большинства этих полостей производственными организациями составлены хорошие планы. Но все эти материалы разрознены, хранятся в многочисленных архивах и библиотеках, и труднодоступны для пользования.

Графические материалы – в основном это маркшейдерские планы отдельных участков катакомб, имеющие грифы «ДСП», а в прошлом и «Секретно», хранятся в специализированных организациях и вообще в силу своей специфики не доступны для ознакомления. Кроме того, большая часть информации по катакомбам касается их горнотехнического состояния, то есть чисто прикладного характера.

Историческая информация обычно не имеет точной привязки к планам – оторвана от конкретного места.

Многие подземные полости, вообще никогда не описывались и не изучались. [6 ; 205 ] Первые известные сведения об изучении Одесских катакомб относятся к 1846 году, когда палеонтолог А. Нордман в Тарасовских каменоломнях (Нерубайское) провёл палеонтологические раскопки в нескольких карстовых пещерах, вскрытых каменоломнями.

Позднее в 1869 году, эти же пещеры осматривал и описывал геолог П. Барбот-де-Марни.

Сохранилось несколько описаний каменоломен, сделанных в 1830 – 1870 гг.

Первая экспедиция по обследованию катакомб, или «мин», как они тогда назывались, была организована городской управой в 1875 году.

Результатом этой экспедиции явилась съёмка каменоломен и их описания. К сожалению, сохранились только описи документов экспедиции, но не сами документы, которые до сих пор не найдены.

Следующая экспедиция по изучению катакомб была организована уже в советское время, в 1929 году.

Экспедиция была создана по указанию Всеукраинского Центрального исполнительного комитета Одесским горкоммунотделом горсовета. В её состав вошли представители горсовета, горкоммунотдела, ГПУ, военной прокуратуры, газет «Черноморская коммуна» и «Вечерние известия». Возглавлял экспедицию Т.Г. Грицай.

Экспедиция работала с сентября 1929 года по март 1930 года. За это время было исследовано 49 катакомб, сняты около 40 км. выработок, сфотографировано 45 объектов.

Экспедиция в общем виде ответила на вопрос, что собой представляют Одесские катакомбы. После экспедиции Т.Г. Грицая на протяжении многих лет Одесские катакомбы не изучались. Есть, правда, не подтверждённые данные о том, что в 1932 году Грицай возглавлял какую-то Киевскую экспедицию, занимавшуюся обследованием загородных катакомб, но ясности в этом вопросе нет. После окончания экспедиций Грицая катакомбы, конечно, посещались, но это делалось эпизодически, на небольших участках и носило чисто утилитарный характер.

Обследовались только те участки, на которых планировалось проведение крепёжных или добычных (проходческих) работ. В первой половине 1960-х годов было создано Одесское противооползневое управление, одной из задач которого была борьба с вредным влиянием катакомб на здания и сооружения города. Почти одновременно с противооползневым управлением, в августе 1965 года была организована комсомольско-молодёжная экспедиция «Поиск» по местам боевой славы в катакомбах.

Организатором, начальником экспедиции был В.Я. Юдин.

Изначально задачами «Поиска» было изучение событий войны и революции, связанных с катакомбами, поиски мест базирования партизанских отрядов и групп, относящихся к этим периодам и, естественно, поиск, и сбор реликвий тех времён. Но очень скоро, уже к весне 1966 года, сфера интересов «Поиска» расширилась и включила в себя работы по разведке катакомб, их картированию, сборов сведений по техническому состоянию выработок и местонахождений входов в катакомбы. В общем, изучение катакомб приобрело комплексный характер. Ещё одним знаменательным достижением в области изучения катакомб, являются успешные работы с применением водолазного оборудования в полностью затопленных водой выработках, проведённые под общим руководством Р. Зеленюка. [6; 207-209] 3. Современное состояние Катакомбы состоят из нескольких типов подземных полостей, иногда тесно связанных между собой. В основном это подземные каменоломни, которые составляют примерно 95 – 97% всей протяженности лабиринта Одесских катакомб. Кроме каменоломен, со всеми составляющими их элементами – штольнями, штрекаками, стволами, сбойками и т.д., здесь известны разведочные горизонтальные и вертикальные горные выработки - шурфы; военные бункера; подземные ходы; дренажные туннели; подвалы различного назначения (в Одессе их часто называют «минами»); ливневые коллекторные туннели; водяные колодцы; цистерны; естественные карстовые и дилатансионные пещеры и прочее. Всё это, соединяясь в различных сочетаниях между собой, образует Одесские катакомбы. В составе подземных полостей, составляющих в совокупности Одесские катакомбы, нет только настоящих катакомб – искусственных подземных сооружений культового назначения. Как любой спелеообьект, катакомбы подвержены изменениям во времени, особенно те, которые находятся в черте города – они подвергаются колоссальной антропогенной нагрузке. Одни входы засыпаются, другие проходятся, катакомбы расчищаются, бетонируются, тампонируются песком. Из-за утечек воды происходят обрушения кровли, выработки затапливаются водой и т.д. [6; 209] 4. Подземные надписи и рисунки Но, не смотря на данные трудности, катакомбы продолжают изучаться. Так как подземная « terra inkognita » таит в себе ещё много интересного и не изученного. Это и настенные надписи, и рисунки, и разнообразнейшие артефакты оставленные человеком, и пр. Ещё буквально вчера, феномен подземных надписей и рисунков подземных каменоломен, являлся для науки «белым пятном». В современных условиях особый интерес приобрела проблема формирования полиэтнических объединений в зонах интенсивной русификации.

Процессы, связанные с миграциями, маргинализацией, перетеканием населения из одной среды в другую нашли отражение в таком явлении, как надписи и рисунки подземных каменоломен. На сегодняшний уже существует типологизация рисунков и надписей: Надписи · рабочие пометки горняков (метки расчёта камня и оплаты за работу); · собственно, тексты – бытового, политического и др. содержания; · подписи и комментарии к рисункам; · ненормативная лексика; · тексты на иностранных языках; · шифрованные тексты.

Рисунки · портреты (автопортреты) – мужские, женские, смешанные; · изображения животных и птиц; · рисунки, посвящённые войне, боевым действиям, военным вообще; · изображения жилищ; · морская тематика; · порнографические рисунки и карикатуры; · другие изображения, не имеющие повторов и аналогов [6; 248] Для подробного изучения, которых нам снова придется вернуться в прошлое, а точнее в XIX в. и рассмотреть проблемы миграций и характеристики осуществляющих их переселенцев (колонистов). 4.1 Мотивы и характер. В пореформенной России масштабы и темпы переселения в Новоросию приобретают характер лавины. По первой официальной переписи 1797 года в Одессе официально числилось 2349 жителей, в их числе 566 беглых помещичьих и 600 беглых государственных крестьян, а в 1889 – уже 1 млн. 357 тысяч человек, к 1914 году (несмотря на первую мировую, гражданскую войны и эпидемию чумы) количество населения удвоилось. [4; 35] Сказать, что ранее масштабы миграционных процессов в России были не значительны, будет не правильно.

Крепостное право сдерживало миграции, но не могло их остановить.

Подтверждение подобного подхода находим мы и в художественной литературе, особенно в произведениях писателей-народников конца XIX века. «По Руси ходят тысячи жаждущих работы, разорённых у себя дома и ищущих пищи на стороне. Ходят эти толпы всюду, откуда только пахнет заработком, ходят чутьём на авось, без географии, по слуху. Пронёсся тёмный слух, что в такой-то стороне хороший урожай и тысячные толпы двигаются туда, побираясь дорогой именем Христа, но упорно и безостановочно направляются к сказанной Палестине, как пилигримы ходили в Иерусалим». [3 ; 34 ] Механизмы и причины миграционных процессов весьма сложны. Судя по приведённому отрывку переселение, носило стихийный и зачастую неосознанный характер. В Одессе, идя «бегства» получила своё реальное воплощение – в целом благоприятные условия для жизни, расцвет торговли и предпринимательства, отдалённость от столицы, бурный рост промышленного производства привлекали сюда «искателей счастья» со всех концов России. [6; 222] 4.2. Полинационализм Потребность в рабочей силе и необходимость заселить пустующие земли вынуждали администрацию не интересоваться, откуда пришли люди (в основном беглые крепостные, бывшие запорожцы, греки и болгары из турецких владений, евреи из польских губерний). Возникшая в последнее десятилетие XVIII века и стремительно развивающаяся в первой половине XIX века, Одесса в 50-е годы XIX века становится третьим по величине населения городом России (после Санкт-Петербурга и Москвы) со своим, не похожим на другие города, оригинальным укладом.

Одновременно Одесса становится первым в России [4; 288] городом с таким многонациональным составом населения. Дело даже не в количестве национальностей, а в их соотношении. В третьем по величине городе России «титульная» нация оказывается в меньшинстве. И почти через сто лет картина не сильно изменится: «В Одессе есть порт, а в порту – пароходы, пришедшие из Ньюкастля, Кардифа, Марселя и Порт-Саида; негры, англичане, французы и американцы». [ 2; 64 ] Именно таким образом, по нашему мнению, и сложился неповторимый тип человека под названием «Одессит», поскольку, многонациональный состав населения способствовал взаимообогащению культур разных народов и формировал в Одессе своеобразный культурный фон, представляющий собой конгломерат из множества разнородных субкультур. 4.3. Маргинальность Урабанизационные процессы, значительный слой маргиналов среди городского населения. Сотни тысяч людей, влекомых заработками и «тягой к перемене мест», а то и просто лёгкой наживой, устремились в Одессу.

Инертность, присущая основной массе русского крестьянства, приводила к тому, что русские не умели «устраиваться», принимая за должное то, что предоставляла им судьба.

Поэтому крестьяне оказывались на самой разной, но, как правило, самой тяжёлой и низкооплачиваемой работе.

Низкий уровень (или полное отсутствие) образования, чуждая культурная среда, непривычные природные условия (безводная степь) не давали возможности для быстрой и успешной адаптации. Одной из причин появления такого феномена подземных каменоломен, как рисунки и надписи каменотёсов, была в том числе, и реакция вынужденных маргиналов на противоречия социальной и культурной жизни. [ 6 ; 211 ] 5. Горнорабочие Одесских каменоломен Горнорабочие конца XIX века живут в окрестностях Одессы близ разрабатываемых пластов. Это уже не шатающаяся публика, но постоянные поселенцы со своим, пускай новым и не определённым, но уже укладом.

Повышение квалификации ведёт к повышению социального статуса, но граничность никуда не уходит, по-прежнему, они не горожане, так как живут за городом, но они и не крестьяне, так как земледелие перестаёт быть преобладающим типом деятельности.

Работа в каменоломнях велась сменами по 10-12 часов, всё зависело от хозяина забоя. А хозяева были разные.

Особенно сложно приходилось рабочим небольших каменоломен, чьи владельцы зачастую производили добычу известняка тайком, нелегально, без разрешения местного шахтоуправления.

Мелкие подрядчики не заботились о обеспечении нормальных условий труда, экономя на всём – отсутствовала вентиляция, крепи, вода для питья.

Лишены были горнорабочие и медицинского обслуживания, так как на всём огромном пространстве каменоломен Одесской области отсутствовали не только больницы, но и даже медицинские пункты.

Освещение факелами, тусклыми лампочками и коптилками, опасность обрушения из-за экономии на крепи или истощении пласта, примитивные орудия труда (буртовочный кованый лом, ручная пила), плохое питание, мизерная оплата, бытовая неустроенность, кабальные договоры со скупщиками или хозяевами, участие в работе заключённых, беглых – эти и другие проблемы сопровождали горнорабочих Одессы XIX века.

Большинство каменоломен были крестьянами, сведений о них не сохранилось.

Судить об их нелёгкой жизни, так мало расцвеченной праздниками, мы можем лишь по косвенным свидетельствам или воспоминаниям современников, но всё это будут свидетельства со стороны.

Только к концу XIX века на каменоломнях постепенно складывается система примитивных профсоюзов, организовывается, так называемая, «вспомогательная касса», распределяющая средства среди нуждающихся рабочих и пенсионеров. [1 ; 15-17 ] ВЫВОДЫ Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: Одесские катакомбы стали не просто реальностью наших дней, но и превратились в часть самобытной городской культуры и стали достоянием палеонтологов, геологов, историков и краеведов. Как мы видим, изучение катакомб началось сравнительно не давно, из приблизительных 2500 км 2 , на сегодняшний день нанесено на карту около 160 км 2 . Из-за завалов, подтопленных забоев, большой отдалённости от входа работа движется не так быстро, как хотелось бы. Кроме того, шахтные поля используются и в менее благородных целях.

оценка мотоцикла в Калуге
оценка патента в Туле
экспертиза оценки ущерба от залива в Липецке

НАШИ КОНТАКТЫ

Адрес

вся территория РФ

НОМЕР ТЕЛЕФОНА

8-800-414-79-04

График

08:00-18:00 пн,вт,ср,чт,пт,сб,вс.

Email

zakaz@​​​hot-diplom.ru

ДОСТУПНО 24 ЧАСА В ДЕНЬ!
Thank you! Your message has been sent.
Unable to send your message. Please fix errors then try again.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ