Категории

Биология

Охрана природы, Экология, Природопользование

Технология

Психология, Общение, Человек

Математика

Литература, Лингвистика

Менеджмент (Теория управления и организации)

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Химия

Философия

Педагогика

Финансовое право

История государства и права зарубежных стран

География, Экономическая география

Физика

Искусство, Культура, Литература

Компьютерные сети

Материаловедение

Авиация

Программирование, Базы данных

Бухгалтерский учет

История

Уголовное право

Экскурсии и туризм

Маркетинг, товароведение, реклама

Социология

Религия

Культурология

Экологическое право

Физкультура и Спорт, Здоровье

Теория государства и права

История отечественного государства и права

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Нероссийское законодательство

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Политология, Политистория

Биржевое дело

Радиоэлектроника

Медицина

Пищевые продукты

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Транспорт

Жилищное право

Гражданское право

Гражданское процессуальное право

Законодательство и право

Прокурорский надзор

Геология

Административное право

Историческая личность

Банковское дело и кредитование

Архитектура

Искусство

Конституционное (государственное) право России

Экономико-математическое моделирование

Право

Компьютеры и периферийные устройства

Астрономия

Программное обеспечение

Разное

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Налоговое право

Техника

Компьютеры, Программирование

История экономических учений

Здоровье

Российское предпринимательское право

Физкультура и Спорт

Музыка

Правоохранительные органы

Экономика и Финансы

Международное право

Военная кафедра

Охрана правопорядка

Сельское хозяйство

Космонавтика

Юридическая психология

Ценные бумаги

Теория систем управления

Криминалистика и криминология




Рефераты на заказ в Ростове-на-Дону

Заказать контрольную работу в Москве

Культура России XIX века

Историко-культурный материал эпохи огромен.

История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины.

Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни.

Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период того мировоззренческого вакуума, который образовался за последние годы.

Несмотря на значимость историко-культурной проблематики советская историография выбранной мною темы отличается некоторой односторонностью. При обилии монографий по различным аспектам художественной жизни количество обобщающих работ сравнительно не велико. Это относится прежде всего, к одному из самых блестящих периодов в истории русской культуры – XIX веку. Если в истории культуры X - XVII веков и XVIII века существуют пособия и монографии, соответствующие современным представлениям о развитии отечественной культуры, то по истории культуры XIX века их значительно меньше, кроме того, часть исследований концептуально устарела. Как отмечается в современной критике, одной из распространенных тенденций таких работ является «сведение курса истории культуры к курсу социально политической истории, иллюстрированной примерами культурно-исторического содержания» [1] . В связи с этим в исследованиях последнего времени, наряду со стремлением отойти от вульгарно-социологических и политических схем историко-культурного развития, наметились, с одной стороны, разработки культурологического плана, с другой – обращение к непредвзятому анализу богатого материала истории русской культуры.

Настоящая работа примыкает к последнему направлению.

Широкий и разнообразный круг источников, привлеченных автором, дает возможность создать целостную картину русской культурной жизни первой половины XIX века, выделив ее основные компоненты. При этом представляется закономерным преимущественное внимание к вопросам просвещения и литературного творчества, поскольку эти аспекты культурного процесса непосредственно соотносятся с духовным и нравственным состоянием общества.

Логика исторического развития предопределяет и значительное использование в работе «петербургского» материала, ибо, начиная с Петра I Петербург, стал главным культурным центром империи и, как писал Белинский, «имеет необъятно великое значение для России». 1. КУЛЬТУРНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В XIX ВЕКЕ В начале XIX века в Российской империи проживало 37,4 млн. человек, из них крестьяне составляли более 90%, а дворяне – менее 2%. Однако по-прежнему именно дворяне определяли в основном характер и уровень развития русской культуры.

Особенно отчетливо это проявилось в первой половине XIX века. Во второй половине столетия, однако, важную роль в науке и искусстве наряду с дворянством начинает играть розничная интеллигенция. Это стало следствием тех глубинных социально-политических и экономических процессов, которые происходили в жизни российского общества.

Важнейшими событиями, во многом определившими развитие страны в XIX столетии, были Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права и проведение масштабных и разноплановых демократических реформ, зарождение капиталистической экономики и укрепление революционной идеологии.

Главным же фактором культурогенеза стал процесс культурной самоидентификации – формирование русской нации и рост национального самосознания. Все это привело к постепенной демократизации российской культуры в XIX в. 2. ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XIX в. государственная власть продолжила те тенденции в образовании, которые были заложены Петром Великим.

Главная идея заключалась в том, чтобы постепенно расширять сеть общеобразовательных школ и дать возможность учиться все большему числу людей.

Первая половина XIX в.: 94 человека из ста – не грамотны в 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, задачей которого было преобразование и совершенствование системы народного просвещения. Уже в следующем году был проведен ряд преобразований и низшей ступенью стали двухклассные церковно-приходские училища для крестьянских детей и четырехклассные уездные училища для детей мещан.

Некоторые помещики сами открывали в своих имениях школы для крестьянских детей. В 1803 г.

Россия была разделена на шесть учебных округов, в каждом из них намечалось открытие университета. Уже в 1804 г. был открыт Казанский университет, в 1805 г. – Харьковский, в 1819 г. – Петербургский, в 1834 г. – Киевский.

Будучи центрами учебных округов, университеты отвечали за работу училищ и гимназий, расположенных на их территории. Для дворянских детей создавались гимназии в губернских городах, дававшие право поступать в университеты. Хотя система народного образования оставалась сословной, имелась возможность перехода с одной ступени на другую. В 1824 г. в России было всего 49 гимназий и только одна из них в Сибири, в Тобольске. К середине века число гимназий увеличилось до 77, в том числе в Сибири 3 (в Тобольске, Томске и Иркутске). Большинство дворянских детей обучались в частных пансионах или дома с учителями и гувернерами из французов или немцев.

Развивалось женское дворянское образование. Для дворянских дочерей открыли институты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове.

Несмотря на усилия, к середине XIX столетия единой и эффективной системы начального образования в Российской истории не существовало. В целом по стране грамотными были всего 5-6% населения: если в большинстве своем городское население было грамотное, то среди крестьян грамотность составляла менее 5%. Вторая половина XIX в.: начало высшего образования для женщин Образование во второй половине XIX в. развивалось в более благоприятных условиях по сравнению с предшествующим периодом. В начальных и крестьянских школах обучали основам грамоты, счету, письму и закону божьему; в земских школах была более широкая учебная программа.

Огромное значение имел новый устав гимназий 1864 г. по которому упразднялся сословный характер обучения. Все гимназии были поделены на классические, где до 40% учебного времени отводилось изучению древних языков, и реальные (их обычно называли училищами), где главным было изучение математики и естествознания.

Выпускники гимназий и училищ могли поступать в высшие учебные заведения. С 1871 г. основным звеном среднего образования стала классическая гимназия, куда специальным циркуляром был ограничен прием детей малоимущих. К концу XIX в. в России было 180 мужских гимназий и 142 женских (появилось в 1826 г.). Высшая школа активно развивалась. В 1863 г. по принятому университетскому уставу возрождалась их автономия.

Впрочем, ненадолго: в 80-е годы университеты были вновь ее лишены. В 1888 г. открыли Томский университет, тем самым, положив начало высшему образованию в Сибири. В 1878 г. в Петербурге открыли Высшие женские курсы, названные по имени первого их директора К.Н. Бестужева-Рюмина Бестужевскими. [2] Позднее такие курсы были организованны в Москве и в некоторых других городах. Так было положено начало высшему женскому образованию в России.

Просветительская деятельность: учить народ бесплатно и в удобное для него время Особенностью культурной ситуации в России в XIX в. была значительная просветительская деятельность, которая приняла по-настоящему крупные масштабы во второй половине столетия. В империи был создан целый ряд крупнейших культурных учреждений.

Особую роль в развитии просвещения среди взрослого населения играли воскресные школы, появившиеся в 50-е годы и приобретшие особую популярность в 80-90-е годы. В 1862 г. в Москве открылась Румянцевская библиотека, в 1872 г. – Политехнический музей; в Петербурге был организован Этнографический музей. В конце XIX в. музеи, картинные галереи, библиотеки открывались во многих губернских городах.

Многие музеи (Политехнический, Исторический, Сельскохозяйственный) активно способствовали приобщению российского населения к профессиональным знаниям.

Широкую просветительскую деятельность вели общество распространения полезных книг в Москве, книжный склад «Посредник», основанный при участии Толстого Л.Н.. Эту же цель ставили перед собой Московский и Петербургский комитеты грамотности, Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские). Предпринимаемые меры дали определенные результаты: уровень грамотности в стране возрос с 6% в середине века до 21% в конце.

Однако в целом Россия оставалась малограмотной, принципиально отставая по этому показателю от развитых стран.

Особенно плохо обстояли, делана окраинах империи. Так, в Сибири грамотность населения составляла всего 12%. 3. XIX В.: РОССИЙСКАЯ НАУКА ВЫХОДИТ НА МИРОВОЙ УРОВЕНЬ В XIX в. впервые больших и серьезных успехов добилась отечественная наука.

Исследования российских ученых – математиков, физиков, химиков, биологов, астрономов, географов – внесли существенный вклад в развитие мировой научной мысли.

Особое значение в XIX столетии приобрели математика и естествознание. Школы российской научной мысли, созданные в это время, подготовили базу для развития отечественной техники и технологии XX века.

Важнейшими научными центрами была Академия наук и университеты – Московский, Петербургский, Казанский и Дерптский.

Математики, физики и химики – лидеры отечественной науки. На мировом уровне работала Петербургская школа математиков. Глава школы П.Л. Чебышев (1821-1894) создал теорию наилучшего приближения функций с помощью многочленов, доказал закон больших чисел. А.М. Ляпунов (1857-1918) разработал современную теорию устойчивости равновесия и движения механических систем с конечным числом параметров. С.О. Ковалевская (1850-1891), первая женщина член-корреспондент Петербургской Академии наук, - автор трудов по математическому анализу (дифференциальные уравнения и аналитические функции). Академики М.В. Остроградский (1801-1861) и В.Я. Буняковский (1804-1889) сделали крупные открытия в области интегральных исчислений. Н.И. Лобачевский (1792-1856) получил всемирную известность как математик и создатель неевклидовой геометрии.

Академик В.В. Петров (1761-1834), один из первых русских электротехников, исследовал электропроводность и электрические явления в газах, в 1802 г. он открыл электрическую дугу. Б.С. Якоби (1801-1874) работал над проблемами гальванотехники (30-е годы). А.Г. Столетов (1839-1896) занимался магнетизмом и фотоэлектрическими явлениями. А.Н. Лодыгин (1847-1923) изобрел угольную лампу накаливания, П.Н. Яблочков (1847-1894) – электрическую свечу. В области механики важную роль сыграли работы по теории автоматического регулирования А.И. Вышнеградского (1831/32-1895) в области металлургии – труды Д.К. (1839-1921). Важные исследования и изобретения в области воздухоплавания и создания летательных аппаратов тяжелее воздуха принадлежали А.Ф. Можайскому (1825-1890). Астроном и математик Д.М. Первощиков (1788-1880) основал астрономическую обсерваторию Московского университета. В 1839 г. была открыта Пулковская обсерватория. Ее первый директор В.Я. Струве (1793-1864), автор классических трудов по звездной астрономии, двойным звездам, установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве.

Белопольскому А.А. (1854-1934) принадлежат открытия в астроспектроскопии. Ф.А. Бредихин (1931-1904) создал теорию кометных форм и происхождения метеорных потоков. Химик Н.Н. Зинин (1812-1880) осуществил синтез анилина, А.М. Бутлеров (1828-1886), работавший в области органической химии, стал основоположником теории строения веществ. Д.И. Менделеев (1837-1907), автор фундаментальных исследований по химии и химической технологии, в 1869 г. открыл основной закон естествознания – периодический закон химических элементов. Для развития гуманитарных наук много сделал Н.М. Карамзин (1766-1826), его «История Государства Российского» (1816-1829) [3] стала вкладом не только в историческую науку, но и повлияла на развитие русского литературного языка. В XIX в. началась публикация русских летописей. В.И. Даль (1801-1872) составил «Словарь живого великорусского языка», включавший 200 тыс. слов.

Славянофилы активизировали собирание и изучение русского народного фольклора.

Широкую известность получили работы правоведа, последователя теории естественного права А.П. Куницына (1783-1840), экономистов и статистов К.И. Арсентьева (1789-1865), А.И. Чурпова (1842-1908), И.К. Бобста (1823-1881), И.В. Вернадского (1821-1884), В.В. Берви-Флеровского (1829-1918). В XIX в. расширяется преподавание некоторых общественных дисциплин, развиваются научные направления, школы, течения. В философии последователями Гегеля стали С.С. Гогоцкий (1813-1889), П.Г. Редкий (1808-1891), В.Н. Чичерин (1828-1904). Позитивизм представляли К.Д. Кавелин (1818-1885) и П.Л. Лавров (1823-1900). Как направление сформировалась русская религиозная философия, представленная трудами В.С. Соловьева (1853-1900), Н.Ф. Федорова (1828-1903), писателей Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. На материалистических позициях стояли революционеры-демократы Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и Д.И. Писарев (1840-1868). Чернышевский – идейный вдохновитель революционного движения 1860-х годов. Автор многих работ по философии, социологии, политэкономии, этике и эстетике. Он считал, что социализм обусловлен всем ходом развития человечества.

Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в его романах «Что делать?» и «Пролог». [4] 60-70-е годы в России – это время знакомства с работами К. Маркса и Ф. Энгельса. В первой половине 80-х годов XIX века в России уже оформилось марксистское направление. В исторической науке наиболее влиятельной школой стала государственная, или историко-юридическая школа. Ее представители – Кавелин К.Д. и Б.Н. Чичерин, а также историк С.М. Соловьев.

Обобщающие труды по отечественной истории создали С.М. Соловьев, Н.И. Костомаров (1817-1885), В.О. Ключевский (1841-1911). В Москве особенно популярны были лекции по европейскому Средневековью, которые читал в Московском университете Т.Н. Грановский (1813-1911), на них съезжалась «вся Москва». [5] 3.1. РОССИЙСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В первой половине XIX в. русская музыка вышла из под опеки итальянской и получила самостоятельное развитие.

Показателем этого было использование композиторами, которые искали свои пути музыкального самовыражения народных мелодий, и освоение национальной тематики.

Народные мелодии звучат в песнях и романсах А.А. Алябьева (1787-1851), Н.А. Титова (1800-1875), А.Л. Гурилёва (1803-1858), А.Е. Варламова (1801-1848). Музыкальное искусство М.И. Глинки (1804-1857) отличается народностью, разнообразием музыкальных красок, реализмом. Он создал симфонические произведения «Вальс-фантазия», «Ночь в Мадриде», «Камаринская», написал около 80 произведений на стихи А.С. Пушкина, Жуковского В.А., Е.А.Баратынского.

Лучшие его произведения – оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». [6] А.С. Даргомыжский (1813-1869) продолжил традиции своего учителя М.И. Глинки. В первой его опере «Эсмеральда» проявились романтические черты. Им была создана народно-бытовая музыкальная драма «Русалка» по одноименному произведению А.С. Пушкина, написаны романсы «Мне грустно», «И скучно и грустно», и песни.

Основные факты музыкальной жизни – открытие консерваторий и деятельность «Могучей кучки» С середины XIX в. музыкальная жизнь в России развивалась необычайно интенсивно.

Важнейшими событиями стало открытие консерваторий в Петербурге (1862) и Москве (1866). Этот период – расцвет творчества русских композиторов, совершенствования музыкального образования и концертной деятельности. Для совершенствования музыкального образования много сделали братья Антон и Николай Рубинштейн.

Композитор, пианист и дирижер Антон Рубинштейн (1829-1894) создал «Русское музыкальное общество» в Петербурге с отделениями во многих городах, Певческую академию. Он стоял у истоков международных конкурсов пианистов.

Композитор Николай Рубинштейн (1835-1881) – организатор Московского отделения Императорского Русского музыкального общества и Московской консерватории.

Традиции национальной музыкальной школы развивали композиторы «Могучей кучки»: М.А. Балакирев (1837-1910), М.П. Мусорский (1839-1881), А.П. Бородин (1833-1887), Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908). Под руководством Балакирева композиторы «Могучей кучки» собирали и обрабатывали русские народные песни. По примеру М.И. Глинки они использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях, брали сюжеты из русской литературы.

Основой оперы Мусорского «Борис Годунов» стала драма Пушкина, по повести Гоголя он написал космическую оперу «Сорочинская ярмарка». Бородин по мотивам «Слава о полку Игореве» создал оперу «Князь Игорь». Римский-Корсаков по пьесе А.Н. Островского написал оперу-сказку «Снегурочка», сюжеты произведений Гоголя легли в основу его опер «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством». Композиторы «Могучей кучки» создавали также произведения на сюжеты отечественной истории – это оперы «Хованщина» Мусорского, «Царская невеста» и «Псковитянка» Римского-Корсакова. М.А. Балакирев – создатель симфонических поэм «Тамара», «Русь», «В Чехии», автор сборника «40 русских народных песен для голоса с фортепиано» [7] . Вдохновитель «Могучей кучки» - художественный и музыкальный критик и искусствовед В.В. Стасов (1834-1906), который и назвал их «Могучей кучкой». В 1862 г. композиторы «Могучей кучки» открыли бесплатную музыкальную школу, при ней создали хор и симфонический оркестр из любителей.

Рубинштейн а также А.Н. Серов (1820-1871), композитор и музыкальный критик, автор опер «Юдифь», «Рогнеда» и «Вражья сила». Выдающимся русским композитором, славой и гордостью русской музыкальной культуры стал П.И. Чайковский (1840-1893). На сюжеты произведений А.С. Пушкина Чайковский написал оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама», Н.В. Гоголя – оперы «Черевички», «Чародейка». В 1876 г. композитор создал балет «Лебединое озеро», в 1889 г. – «Спящая красавица», в 1892 г. – «Щелкунчик», в которых он выступал как новатор: в его балетах музыка – ведущий компонент балетной драматургии. Оперы, балеты, романсы Чайковского получили мировую известность.

Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург раскрыл в музыке внутренний мир человека – от мягкой лиричности до глубочайшей трагедии.

Велико значение творчества таких музыкантов, как композитора, пианиста и дирижера С.В. Рахманинова (1873-1943), создавшего 1892 г. оперу «Алеко». Большая заслуга в развитии оперного искусства принадлежит певцам, солистам Мариинского театра – Ф.И. Стравинскому (1843-1902), Н.Н. Фигнеру (1857-1918) и М.И. Фигнер (1859-1952). 3.2. ЖИВОПИСЬ В XIX ВЕКЕ: «АКАДЕМИК» И «ПЕРЕДВИЖНИК» Основным направлением в живописи в первой половине XIX века был академизм, центром которого была Императорская Академия художеств.

Характерные черты академизма – библейско-мифологическая тематика, строгое следование установленным каноном и даже преклонение перед ними.

Представителями академической школы этого периода были Федор Бруни (1799-1875) и Карл Брюллов (1799-1852). Грандиозное полотно Бруни «Медный змий», изображающее наказание евреев, возроптавших на Бога, за что Бог послал на них множество ядовитых змей, отмечено выражением зловещей фатальности происходящего.

Особое место в русской живописи занимает трагическая фигура художника А.А. Иванова (1806-1858). В ранний период творчества («Аполлон, Гиацинт и Кипарис») он дал поэтическое истолкование принципов классицизма. Связь с традициями классицистического монументализма сохраняется и в поздних произведениях художника («Библейские эскизы»), в которых он достиг необычайной глубины философских и религиозных обобщений.

Большую часть жизни Иванов посвятил созданию монументального полотна «Явление Христа народу» (1837-1857), сделав к ней 600 подготовительных этюдов.

Евангельский сюжет художник трактует как поворотные события в истории человечества, начало его нравственного возрождения через христианскую веру. В 1830-1840-х годах происходит постепенный отход от академизма и становление реализма в живописи. Живо и непринужденно написанным Тропининым В.А. (1776-1857) картины «Кружевница», «Гитарист», портрет Пушкина. С поразительной тщательностью он передает малейшие почти неуловимые особенности лица персонажа, не пренебрегая даже аксессуарами.

Выдающийся художник О.А. Кипренский (1782-1836) в живописных и графических работах стремился раскрыть сложный внутренний мир своего современника: А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Давыдова Е.В., И.А. Крылова. «Отцом русского бытового жанра» справедливо назвали А.Г. Венецианова (1780-1847). В картинах «На пашне», «Гумно», «На жатве», «Пелагея» он создал портретную галерею крестьян-художников.

Крестьянские образы в работах Венецианова достоверны в точных деталях, он выделяет в них природную открытость и силу.

Созданные художником поэтические образы крестьянской жизни неразрывно связаны с красотой русской природы.

Жанровые полотна П.А. Федотова (1815-1852) «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», « Анкор , еще анкор » явились вершиной реализма в живописи.

Персонажи его картин всегда остро характерны.

Художник ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию («Разборчивая невеста»). Во второй половине XIX века центральной темой в живописи становится народ, его нерадостная жизнь, тяжелый труд, борьба и страдания. В живописи утвердился реализм. В 1863 году 14 выпускников Академии художников, протестуя против сложившихся в ней порядков, отказались от участия в конкурсе на золотую медаль и по примеру героев романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» организовали артель свободных художников. В 1870 г. они создали Товарищество передвижных художественных выставок.

Идейным вождем передвижников стал И.Н. Крамской (1837-1887), создавший ряд интересных портретов русских писателей, художников, общественных деятелей. Н.А. Ярошенко (1846-1898) первым в истории отечественной живописи изобразил зарождающуюся интеллигенцию – «Студент», «Курсистка». Обличительное направление представлено в картине В.Г. Перова (1833-1882) «Сельский крестный ход на Пасхе». Примером высшего достижения проявлений реализма в живописи являются картины И.Е. Репина (1844-1930) «Не ждали», «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». На рубеже веков реалистические тенденции в живописи продолжили А.М. и В.М. Воснецовы . В.М. Воснецов (1848-1926) – автор лирических и монументальных эпических полотен на темы русской истории былин и сказок («Три богатыря», «Аленушка» и др.). Важной темой передвижников стала история русского народа. Это исторические полотна В.И. Сурикова (1848-1916) («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком») и Н.Н. Ге (1831-1894) («Петр I допрашивает царевича Алексея»). Яркими пейзажистами, воспевшими красоту и величие русской природы, были И.И. Левитан, 1860-1900, («Золотой Плёс», «Вечер на Волге», «Золотая осень» и др.) и И.И. Шишкин (1832-1898) («Среди долины ровныя…», «Лесные дали»). А.И. Куинджи (1842-1910) в знаменитой работе «Ночь на Днепре» впервые в истории русской живописи использовал эффекты освещения.

Художника привлекали необычные моменты состояния природы, проблема передачи цветных контрактов.

Богатством пленэрного колорита, жизненной свежестью отличаются картины В.А. Серова (1865-1911) «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем». Передвижники организовали около 50 выставок в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Казани, Орле и в других городах и оказали огромное влияние на развитие искусства.

Большую помощь передвижникам оказал П.М. Третьяков (1832-1898), приобретая их картины в свою галерею, которую в 1892 году он передал в дар Москве. 3.3. АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В начале XIX века разновидностью классицизма, уже прочно утвердившегося в русской архитектуре, стал ампир.

Основанный на синтезе европейских и русских элементов, присущих классицизму, ампир отличался декоративностью, монументальностью, олицетворял могущество государства.

Крупнейшими представителями этого направления были архитекторы А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасов, Жилярди Д.И.. А.Н. Воронихиным (1759-1814) был построен Казанский собор в Петербурге, Горный кадетский корпус (ныне Горный институт). А.Д. Захаров (1761-1811) создатель одного из шедевров русской архитектуры – здания Адмиралтейства в Петербурге.

Творчество К.И. Росси (1775-1849) связано с Петербургом, Москвой, Тверью.

Архитектор создал монументальные ампирные ансамбли, сформировавшие архитектурный облик Петербурга. Это Дворцовая площадь со зданиями и аркой Главного штаба, площадь (ныне пл.

Искусств) с Михайловским дворцом (ныне Русский музей); Архитектором позднего классицизма был В.П. Стасов (1769-1848). Для этого направления характерны торжественная монументальность, строгость, простота. При сооружении храмов и Петербурге В.П. Стасов использовал различный декор, колонны дорического ордера. По его проектам построены Павловские казармы, Преображенский и Троицкий соборы, Нарвские и Московские триумфальные ворота в Петербурге. По проекту А.А. Монферана (1786-1858) построен Исаакиевский собор – самое высокое здание того времени. После изгнания французов из России начинают вновь отстраивать Москву.

Комиссию по восстановлению Москвы возглавил архитектор О.И. Бове (1784-1834). При участии Бове реконструирована Красная площадь, созданы Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад, Триумфальные ворота. Д.И. Жилярди (1788-1845) довелось восстанавливать и перестраивать Московский университет, сгоревший в 1812 г., а также дворянские усадьбы. К середине века классицизм усложняется и в значительной степени утрачивает свою гармонию. В конце 30-х годов XIX века строились здания разных архитектурных стилей прошедших эпох. Такое направление, названное эклектикой, в своем развитии прошло несколько этапов: сначала было увлечение готикой, примером чего может служить коттедж А. Менелиса в Петергофе, затем – увлечение неоготикой (церковь в Парголове А.П. Брюллова). Позднее основной чертой этого стиля стала ориентация на греко-эллинистическую архитектуру. Это Царицынский павильон в Петергофе (архитектор Штакеншнейдер А.) и Новый Эрмитаж (архитектор Л. Кленце ) [8] . С 40-х годов наблюдалось подражание итальянскому Ренессансу, позднему Барокко и Рококо. В стиле необорокко А. Штакеншнейдер построил дворец князей Белосельских - Белозерских на Невском проспекте у Аничкова моста. В пореформенный период архитектура отличалась большим своеобразием. Все большее влияние оказывал стиль модерн, одновременно с этим присутствовало и стремление к стилизации под старину. При строительстве заводских зданий, железнодорожных вокзалов, банков «доходных» домов, торговых зданий, выставочных залов активно использовались металлические конструкции. В конце XIX века получил распространение русско-везантийский или неорусский стиль.

Здания вновь получили шатровое завершение, «узорочье» декора. В конце XIX в. в неорусском стиле были построены здания культурного, торгового и административного назначения. Это храм «Спас на крови» на Екатерининском канале в Петербурге на месте гибели в 1881 г. императора Александра II , и здание Исторического музея в Москве (архитектор В.О. Шервуд). А.Н. Померанцев построил Верхние торговые ряды в Москве (ныне здание ГУМа ), Д.Н. Чичагов – здание Московской городской Думы. К. Тон завершил возведение храма Христа-спасителя, начатое в 1839 г. В постройке жилых домов Петербурга, Москвы, других крупных городов господствовал электрический ренесансно-барочный стиль с использованием разнообразной отделки, богатством форм.

Образцом такого стиля является большой жилой дом Страхового общества в Петербурге архитектора Л.Н. Бенуа (1856-1928). 3.4. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Первая половина XIX века – время складывания и выработки норм современного русского литературного языка, усиления интереса писателей к народным традициям и фольклору и начала издания памятников народного творчества. Так, в 1830 годы писателем, лексикографом и этнографом В.И. Далем (1801-1872) были опубликованы сборник русских сказок, сборник «Были и небылицы», а в 60-е – «Пословицы русского народа», включивший более 30 тыс. пословиц, поговорок и прибауток. В 1863-1864 гг. были опубликованы четыре тома его основного труда – «Толкового словаря живого великорусского языка». Первым реформатором русской словесности был Н.М. Карамзин, так же большая роль в этом принадлежит А.С. Пушкину. И хотя уже в XVIII в. можно говорить о существовании российских мастеров слова, только в XIX в. появляется профессия – писатель. Во второй половине XIX в. происходит расцвет творчества многих писателей, вошедших в историю не только русской, но и мировой литературы.

Различные литературные течения и школы способствовали дальнейшему становлению литературных жанров.

Доминирующая роль в начале века принадлежала повести, а в конце века – роману.

Создаются эпистолярный и мемуарный жанры.

Усиливается интерес к внутренним переживаниям человека; это находит выражение человека в сентиментализме, а затем в романтизме, который как сталь складывается в начале XIX столетия. Одним из основных жанров в конце XVIII – начале XIX вв. был романтизм.

Зарождение романтизма в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни – общенациональным подъемом после Отечественной войны 1812 г. формированием дворянской революционности, обострением личного самосознания. [9] Пафосом вольнолюбия и борьбы, идеей гражданского служения отечеству проникнута поэзия декабристов: К.Ф. Рылеева (1795-1826), В.К. Кюхельбекера (1797-1846), А.И. Одоевского (1802-1839). Герой поэм Рылеева « Войнаровский » и «Наливайко» - гражданин-тираноборец с трагической судьбой.

Вольнолюбивыми мотивами, близкими к поэзии декабристов, была проникнута лицейская, послелицейская и «южная» лирика А.С. Пушкина (1799-1837), в которой ярко был выражен личностный пафос великого поэта.

Романтический апофеоз личности выражен и в ранней лирике Лермонтова М.Ю. (1814-1841). Небывалая интенсивность эмоций и напряженный самоанализ – характерные черты лирического героя Лермонтова.

Существовало и другое направление в русской поэзии – элегическое.

Поэтами этого направления были В.А. Жуковский (1783-1852), Батюшков К.Н. (1798-1831), Н.М. Языков (1803-1846), Е.А. Баратынский (1800-1844). Творчество этих поэтов проникнуто неудовлетворенностью существующим. Не веря в возможность социальной гармони, они стремились достигнуть гармонии во внутреннем мире человека.

Промежуточным звеном между романтизмом и реализмом была поэзия А.В. Кольцова (1809-1842). Кольцов понтировал труд и быт крестьян, открыл русской лирике мир внутренних переживаний крестьянина, внес в поэзию стихию народной песенности («Не шуми ты, рожь», «Косарь»). Поэзия Н.А. Некрасова (1821-1878) реалистична и гражданственна. Поэт показал безрадостную и тоскливую жизнь русской деревни и удивительные образы русских женщин. Его «муза мести и печали» особенно чутка к несправедливости, человеческой боли.

Гражданственная публицистичность получила дальнейшее развитие в творчестве поэтов И.С. Никитина (1824-1861), А.Н. Плещеева (1828-1893). Философская и любовная лирика Ф.И. Тютчева (1803-1873)отмечена раздвоенностью души и беспощадностью самоанализа; пронекновенная лирика, с ярко выраженным музыкальным началом психологической новеллы – в стихах А.К. Толстого (1817-1875); в стихах А.А. Фета (наст. Имя Шеншин , 1820-1892) – мимолетность и изменчивость чувств; чуткое восприятие природы и гармоничное слияние с ней; музыкальностью отличаются произведения Я.П. Полонского (1819-1899) и А.Н. Апухтина (1840-1893); тонкий психологизм свойственен стихотворениям И.Ф. Анненского (1855-1909). В пейзажной лирике А.Н. Майкова (1812-1897) – высокое созерцание обыкновенной русской природы. С конца 30-х годов начинается становление реализма, основоположником которого по праву считается А.С. Пушкин.

Пушкин – родоначальник и всей новой русской литературы. Его стихотворные («Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», стихи, эпиграммы, сказки) и прозаические («Повести Белкина», «Арап Петра Великого», «Дубровский», «Пиковая Дама», «Капитанская дочка») произведения написаны изумительным по легкости, точности, изяществу и тонкой иронии языком.

Масштаб и независимость его мышления, дар проникать в другие культуры и эпохи, способность ставить и обсуждать «вечные вопросы бытия» - о смерти и бессмертии, любви, свободе и нравственном долге, смирении и его противостоянии слепой судьбе – все это предопределило его центральное положение не только в русской литературе, но и в русской культуре в целом.

Возникновение «натуральной школы» и критического реализма связано с именем Н.В. Гоголя (1809-1852), для творчества которого была характерна ярко выраженная критическая направленность, особенной ярко проявившаяся в повести «Шинель» с ее темой униженности «маленького человека». Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет») получило развитие в комедии «Ревизор». В поэме-романе «Мертвые души» осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека, создании вечных человеческих типов.

Основатель русской литературной критики В.Г. Белинский (1811-1848) проповедовал принципы реализма, демократизма, народности.

Поставив во главу угла критику существующей действительности, он сформулировал принципы «натуральной школы» - реалистического направления в русской литературе. Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин» Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Это повествование об эпохе и человеческих судьбах.

Реалистическая тенденция получила свое выражение и в романе Лермонтова «Герой нашего времени», отмеченном социальной рефлексией и психологическим содержанием. В романе И.А. Гончарова (1812-1891) «Обломов» судьба главного героя раскрыта не только как социальное явление («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Как существенная коллизия русской жизни «предстает конфликт между «реализмом» и «романтизмом» в романе «Обыкновенная история.» [10] . Замечательным мастером классического реалистического романа был И.С. Тургенев (1818-1883). В романах «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Рудин», «Дым», «Новь» Тургенев описал жизнь и идеалы нового поколения разночинной интеллигенции 50 – 70-х годов Х I Х в., конфликт «отцов» и «детей», «хождение в народ». Вершиной критического реализма стало творчество Л. Н. Толстого (1828-1910). Длительный период русской жизни – от начала Х I Х в. до начала ХХ в. – представлен в его романах. В эпопее «Война и мир» писатель воссоздает жизнь различных слоев русского общества в войну 1812, патриотический порыв народа, пути духовного самоопределения личности. Роман «Анна Каренина» - о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной» страсти, о разрушении семейных устоев, роман «Воскресение» - непримиримая критика общественного устройства, всего жизненного уклада «образованных классов». Мастер психологического романа Ф. М. Достоевский (1812-1881) в произведениях «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и оскорбленные», «Бесы» через изображение «глубин души человеческой»раскрывал тяжелейшие личные и общественные конфликты переходной эпохи в жизни России, показал мучительные поиски истины, Бога и гармонии.

Великолепными образцами сатирического жанра являются произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). Писатель создал сатирический образ российской бюрократии как порождение самодержавно-крепостнического строя («Пошехонская старина», «Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши».).В «Истории одного города», пародируя официальную историографию писатель создал галерею гротескных образов градоправителей; в знаменитых «Сказках» в образах «Премудрых пескарей» - нравы нового для России класса – буржуазии.

Социально-психологический роман «Господа Головлевы» - о духовной и физической деградации дворянства. Новая стадия развития реализма нашла наиболее яркое выражение в творчестве А. П. Чехова (1860-1904), автора фельетонов, коротких юмористических и «гнетущих» рассказов, новаторских пьес. Мысль о гибели человека под бременем тусклой обыденщины явилась ведущим мотивом в его новеллах «Человек в футляре», «Палата №6». А. П. Чехов, тонкий психолог, мастер подтекста, сочетавший юмор и лиризм, написал пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Тир сестры», «»Вишневый сад , проникнутые особой тревожной атмосферой предчувствия грядущей катастрофы.

Писатель создал новую структуру драматического действия, способную включить в себя любые проявления жизни, образуемую не событиями и не борьбой действующих лиц, а развитием ключевых тем, настроений, «подводным течением», иронией и лирической символикой. Пьесы Чехова оказали значительное влияние на развитие отечественной и мировой драматургии. С литературой неразрывно связано развитие отечественного театра. В начале века на русской сцене действовали каноны классицизма с присущей ему парадностью, риторичностью, а в репертуаре преобладали пьесы с мифологическими сюжетами. Но уже в 20-30-е годы преобладал романтизм с трагедийной тематикой.

Замечательные драматические образы создали в Александрийском театре актеры В. А. Каратыгин (1802-1853), П. С. Мочалов (1800-1848). Постепенно в драматургии стали преобладать реалистические традиции. Этому способствовала драматургия А. С. Грибоедова (комедия «Горе от ума»), А. С. Пушкина (драма «Борис Годунов»), Н. В. Гоголя (комедия «Ревизор»). Эти и другие пьесы ставились в Московском Малом и Петербургском Александрийском театрах. Яркие образы создавали в малом театре выдающийся актер, бывший крепостной М.С. Щепкин (1788-1863), а в Александрийском театре – актер А.Е. Мартынов (1816-1860), сын крепостного крестьянина [11] . Во второй половине XIX в Московский Малый и Петербургский Александрийский театры по-прежнему оставались центрами театральной жизни.

Центральное место в репертуаре Малого театра заняли комедии и социально-психологические драмы А.Н. Островского (1823-1886). В своих пьесах Островский вывел галерею типов – от охваченных страстью к деньгам самодуров – купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок («Свои люди – сочтемся!», «Доходное место», «Гроза» и др.). Драматург с большим сочувствием изображал ремесленников, трудовую интеллигенцию, бедных мещан, провинциальных актеров («Бесприданница», «Лес» и др.). его комедии и социально – психологические пьесы заложили основу национального репертуара российского театра. На развитие переформенного театра огромное влияние оказали талантливые актеры: актеры Малого театра Пров Садовский, Мария Ермолова, Александр Сумбатов-Южин , Александр Ленский, актеры Александрийского театра Мария Савина, Владимир Давыдов, Константин Варламов . В 70-е годы стали создаваться частные театральные кружки и театры. По инициативе А.Н. Островского и Н.Г. Рубинштейна (1835-1881) из талантливой молодежи был создан Артистический кружек, в 1872 г. режиссер и драматург А.Ф. Федотов открыл в Москве «Народный театр». Позднее были созданы: «Пушкинский театр» артисткой Московского Малого театра А.А. Бренко и «Русский драматический театр» антрепренером Ф.А. Коршем . В 1882 г. была отменена монополия «императорских» театров, что оказало положительное влияние на развитие провинциальных театров, основание частных и «народных театров». В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немировичем-Данченко был открыт Московский художественный театр (МХТ, МХАТ). Основатели его ставили цель «… создать первый разумный, нравственный общедоступный театр…». ЗАКЛЮЧЕНИЕ Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России.

Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.

Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского университета были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты.

Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях.

Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.

Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры.

Щепкин, Мочалов - актеры. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества.

Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине ХIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту. А.С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют 'Золотым веком' русской культуры.

Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов.

Развитие русской культуры первой половины XIX века, в конечном счете, определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры. В Х I Х в. впервые больших и серьезных успехов добилась отечественная наука.

Исследования российских ученых – математиков, физиков, химиков, биологов, астрономов, географов – внесли существенный вклад в развитие мировой научной мысли.

Особое значение в Х I Х столетии приобрели математика и естествознание. Школы российской научной мысли, создание в это время, подготовили базу для развития отечественной техники и технологии ХХ в. Итак, Х I Х век – «золотой век русской культуры» - уникален и многоаспектен.

Русская цивилизация Х I Х в. успешно преодолевала разрыв между отечественными и европейскими традициями, сохраняя при этом свою самобытность.

Отечественные ученые внесли серьезный вклад в мировой научно-технический прогресс и стали известными за рубежом. Это было время нравственно-философских поисков свободы и справедливости.

Сословно-дворянская культура постепенно утрачивала свои монопольные позиции; на авансцену в России вышел новый общественный слой – интеллигенция и сложилась уникальная оппозиционная культура протеста и инакомыслия.

Важной идеей, которую исповедовала революционная интеллигенция, была идея самопожертвования во имя народа – вплоть до принятия за него мучительной смерти.

Революционная идеология оказалась привлекательной для русского народа, и Х I Х век оставил ее в наследство веку ХХ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алленов М. М., Евангулова О. С., Лифшиц Л. И. Русское искусство Х-начала ХХ века М., 1989. 2. 3. 4. 5. 6. . 7. Культурология . История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. Н.О. Воскресенской – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003 - 759 с. 8. 9. Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт – Издат, 2002 – 269 с. 10. [1] Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М., 1997. с. 7 [2] Гуревич П.С. Культурология.- М.: Гардарики,1999 с. 268 [3] Культурология.

История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. Н.О. Воскресенской – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003 с. 508 [4] Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт – Издат., 2002. с. 115 [5] Лучшие рефераты по культурологи/Сост. А. Коваленко. Серия «Банк Рефератов». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001 с. 93 [6] Культурология.

оценка легковых автомобилей цена в Курске
экспертиза товарных знаков в Твери
оценка ущерба экспертиза в Орле

Подобные работы

Организационная культура и культура предпринимательства

echo "Состояние организационной культуры на российских предприятиях………………………………...…6-8 4. Библиографический список………………………………………………..9 1. Понятие культуры предприятий. Ценностный аспект организацион

Культура Древнего Египта

echo "Медленное, но постоянное наступление пустыни на пограничные районы способствовало концентрации населения вдоль плодородных берегов реки. Природные условия стали существенным фактором развития д

Первобытные обряды и культы

echo "Древесный культ……………………………………………………..13 Фетишизм………………………………………………………………………...14 Шаманизм………………………………………………………………………...15 Кузнечный культ………………………………………………………………...18 Заключение……………………………………………

Формирование культурологии как дисциплинарной науки о культуре

echo "Культурология должна сориентировать слушателя, помочь ему войти в интересный и сложный мир культуры, так сказать, предоставить ему «ключи» и «путеводитель» для путешествия в этом мире. Однако н

Культурный человек античной Греции

echo "Однако принято называть античной не древнюю литературу любой страны – Индии, к примеру, Китая или Египта, а только литературу Древней Греции и Древнего Рима. Древнегреческая и латинская литерат

Суеверие как феномен культуры

echo "Суеверия были первыми ступеньками к религии как к системе определенных взглядов на мир и остались ее постоянными спутниками. И хотя богословы стараются отмежеваться от верований первобытных люде

Архитектура и искусство средневековой Европы

echo "История культуры Средневековья — история борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства были сложными и противоречивыми. Но, несмотря на это, с редние века оставили после себя много гр

Культура России XIX века

echo "Историко-культурный материал эпохи огромен. История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых тр