Категории
Биология
Охрана природы, Экология, Природопользование
Технология
Психология, Общение, Человек
Математика
Литература, Лингвистика
Менеджмент (Теория управления и организации)
Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика
Химия
Философия
Педагогика
Финансовое право
История государства и права зарубежных стран
География, Экономическая география
Физика
Искусство, Культура, Литература
Компьютерные сети
Материаловедение
Авиация
Программирование, Базы данных
Бухгалтерский учет
История
Уголовное право
Экскурсии и туризм
Маркетинг, товароведение, реклама
Социология
Религия
Культурология
Экологическое право
Физкультура и Спорт, Здоровье
Теория государства и права
История отечественного государства и права
Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство
Нероссийское законодательство
Международные экономические и валютно-кредитные отношения
Политология, Политистория
Биржевое дело
Радиоэлектроника
Медицина
Пищевые продукты
Конституционное (государственное) право зарубежных стран
Государственное регулирование, Таможня, Налоги
Транспорт
Жилищное право
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Законодательство и право
Прокурорский надзор
Геология
Административное право
Историческая личность
Банковское дело и кредитование
Архитектура
Искусство
Конституционное (государственное) право России
Экономико-математическое моделирование
Право
Компьютеры и периферийные устройства
Астрономия
Программное обеспечение
Разное
Уголовное и уголовно-исполнительное право
Налоговое право
Техника
Компьютеры, Программирование
История экономических учений
Здоровье
Российское предпринимательское право
Физкультура и Спорт
Музыка
Правоохранительные органы
Экономика и Финансы
Международное право
Военная кафедра
Охрана правопорядка
Сельское хозяйство
Космонавтика
Юридическая психология
Ценные бумаги
Теория систем управления
Криминалистика и криминология
Рефераты на заказ в Ростове-на-Дону
Заказать контрольную работу в Москве
Методика формирования умений и навыков с использованием образцовТрудно себе представить современного учителя не использующего в своей практике других дополнительных пособий, кроме учебника. Учитель, заинтересованный в успешном усвоении материала учащимися, постарается максимально обогатить урок, используя разнообразные средства обучения. Сравнительная новизна предмета информатики, разнотипность технических и программных средств, недостаточная разработанность частных методик преподавания информатики вынуждает учителей этого предмета вновь и вновь возвращаться к отбору средств и методов преподавания курса. Причем выбор средств и методов преподавания, как правило проводится учителем, с учетом особенностей работы в определенном классе. Учебный процесс будет более продуктивным, если учитель на уроке использует адаптированные под возрастную категорию и разработанные с учетом планирования учебного процесса в данном классе, изготовленные и подобранные для каждого ученика (в зависимости от способностей) учебные пособия, образцы и другие виды раздаточного материала. В методической литературе нет конкретной методики создания дидактических материалов, принципов их разработки в зависимости от целей урока. Целью данной дипломной работы является методика формирования умений и навыков с использованием образцов, выявление целей использования образцов. Поставленные цели определили задачи: 1. Изучить педагогическую и общеметодическую литературу по данной теме. 2. Выявить принципы создания образцов, технологию отбора содержания. 3. Разработать методику применения образцов. 4. Разработать систему заданий-образцов на бумажной основе по Paint и WordPad для совершенствования текущего и итогового контроля за усвоением новых знаний, умений и навыков. 5. Разработать систему заданий – образцов в электронном виде для формирования у учеников новых учебных умений и навыков. В первой главе рассмотрены категории и виды учебных умений и навыков, психолого-педагогические требования к методике формирования умений и навыков, этапы формирования умений и навыков, раскрыто понятие «дидактические материалы», требования к разработке дидактических материалов (в частности, требования к образцам), их функции. Во второй главе данной дипломной работы предлагаются образцы в электронном виде и на бумажной основе по информатике, разработанные для работы на уроках, посвященных изучению Paint и WordPad. Приложения содержат диаграммы важности умений и навыков в изучении Paint и WordPad. Глава 1. Методические рекомендации по формированию умений и навыков §1. Категории учебных умений и навыков Существует две категории учебных умений и навыков. Первую составляют общие умения и навыки, которыми должны обладать все учащиеся. Например, способность читать так, чтобы потом воспроизводить содержание текста и вместе с тем высказывать новые мысли на основе прочитанного, а так же отмечать существенное от второстепенного. Вторая категория учебных умений и навыков связана с конкретными способами осуществления учебно – познавательной деятельности, которые лежат в основе той или иной учебной дисциплины.[13, 23] Общие учебные умения и навыки образуют фундамент, на котором вырабатываются конкретные, специальные навыки и умения. Умения и навыки не представляют собой какого бы то ни было набора процедур или предписаний, которые школьники должны принять как данность, не подлежащую сомнениям [17]. Конструктивное формирование общеучебных умений и навыков требует знакомства с самыми различными способами действия. Учеников следует побуждать к самостоятельным поискам способов экспериментирования, к использованию средств, которые представляются им наиболее подходящими и удачными. Не следует навязывать одного единственного способа учебной работы: важнее помочь ученику сформировать свой собственный стиль учения, в котором находит выражение его личность и который отвечает его потребностям. Это вытекает из того очевидного обстоятельства, что индивидуальные предпочтения и установки обуславливают способ учения. Одни учатся лучше при использовании образных или графических средств, другим доступнее словесные разъяснения. Ограниченные возможности контактов с учениками на уроке не позволяют учителю в полной мере помочь детям осознать свои предпочтения в выборе способов учебной работы и выработать свой собственный продуктивный стиль учения. Ко времени, когда ученик поступает в выпускной класс, учебные умения и навыки должны стать основой для осуществления исследовательского подхода к выбору способов мышления и метода решения проблем. Тщательно разработанные программы по руководству, обеспечивающие овладение кругом учебных умений и навыков, а также изменения в отношении учащихся к учебной деятельности не только выполняют для некоторых детей компенсаторную функцию, но и является одним из слагаемых решения основной задачи – создания учебной атмосферы, способствующей максимальным достижениям каждого ученика. Весьма полезным является осуществленное американскими психологами разграничение индивидуальных возможностей учащихся и особенности в их учении. Блум доказывает, что представление о врожденных внутренних качествах обучающегося в отрыве от овладения им соответствующими знаниями и умениями носит мистический и не поддающийся анализу характер. На установки и навыки, необходимые для осуществления той или иной конкретной учебной задачи, легче воздействовать на всех стадиях обучения в средней школе. В середине 60-х годов американские педагоги Дж.Паркер и Л.Рубин отмечали, что характерной чертой разработки учебных программ является игнорирование самих процессов осуществления учебной деятельности. В последующие годы происходило известное смещение акцентов с пассивных на активные способы приобретения знаний, признание необходимости обеспечить учащимся возможность применения усвоенных сведений в новых условиях (важность переноса знаний в других обстоятельствах)[23]. Не менее важно уделить внимание и планомерному формированию общенаучных умений и навыков, составляющий выбор которых позволяет детям справиться с той или иной конкретной задачей. В работе Блума подчеркивается необходимость обеспечить учащимся обратную связь с первых же шагов выполнения новой учебной задачи, это в равной мере относится и к учебным навыкам и умениям. Поэтому учебные умения и навыки следует формировать в условиях систематической работы в специально отведенное время под руководством наставника. Существуют общеучебные умения и навыки, которые следует формировать на каждом уроке: 1. слушание (умение воспроизводить полученные знания); 2. чтение (умение воспроизводить усвоенное и делать содержательные выводы, а также выдвигать новые идеи на основе прочитанного); 3. оформление работы (часто этот навык упускается и в должной мере не формируется у школьников. Он связан с усвоением изучаемого материала, осуществлением результативности своей деятельности ); 4. выполнение домашнего задания продуктивными способами (систематическое обучение этим способом необходимо, чтобы избежать возникновения у детей негативного отношения к школе); 5. планирование и постановка целей (этот навык является важнейшим, причем в его формировании существенную роль играет поддержка сверстников); 6. ответы на вопросы (эти умения требуют непрерывного внимания); 7. повторение и подготовка к контрольным работам (рассматривается с учетом возрастных особенностей); 8. ведение записей (характерная область пробелов и упущений); 9. самопознание и формирование мотива достижения цели; 10. оценка (учеников необходимо учить самооценке собственной работы).[13,23] На уроках информатики в основном формируются следующие навыки: слушание, чтение, оформление работы, планирование и постановка целей, повторение и подготовка к контрольным работам, ведение записей, оценка. Проверка знаний должна проводиться не вообще, а с определенной целью, что дает возможность вскрыть взаимосвязь между системой преподавания и усвоением программного материала учащимися. Изучение качества знаний, навыков и умений учащихся по информатике может быть проведено с различной целевой направленностью: 1. Выяснение прочности усвоения учащимися узловых вопросов программы, изученных ими к моменту проверки в данном классе и за прошлые годы. 2. Выяснение степени закрепления ранее пройденного материала, повторенного материала, повторенного учителем к моменту проверки. 3. Выявление степени усвоения материала, недавно изученного. 4. Степень усвоения материала на уроке, готовность к самостоятельному выполнению домашнего задания. 5. Проверка качества выполнения домашнего задания, степени усвоения материала, изученного на предшествующем уроке. 6. Проверка объективности оценки знаний учащихся учителем, сопоставление результатов проверки знаний с текущей успеваемостью учащихся.[6,22,23] Методика формирования умений опирается на следующие психолого-педагогические требования: 1. при формировании умений следует четко выделять этапы его выполнения (Детям следует весь материал структурировать, чтобы они могли его выполнить поэтапно); 2. выделенные этапы следует формулировать в общем виде, что позволяет решать целый класс задач; 3. каждый этап должен быть отработан отдельно от других с помощью специально подобранных заданий. (Каждый этап должен содержать теоретическую и практическую часть. Практическая часть отрабатывается с помощью карточек-заданий.) 4. при первоначальной отработке умения каждый этап следует проговаривать вслух, поскольку многие ученики не могут пропустить этап «внешней речи» при переходе от общего к частному (Некоторым ученикам, в виду их психологических особенностей, следует несколько раз проговаривать каждый этап, от этого эффективность усвоения и отработка умения будет наибольшей); 5. Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно составляли алгоритм выполнения данного умения, хотя результаты выполнения умения в этом случае будут теми же, что и в случае, когда алгоритм будет дан в готовом виде. (Когда учащиеся будут составлять алгоритм выполнения умения у них будет складываться алгоритмический стиль мышления, они будут видеть последовательность выполнения этапов с целью получения конечного результата).[5,17,21] Система упражнений, связанных с формированием умений и навыков должна включать в себя: на этапе введения 1. задания на подключение образного, словесного и чувственного опыта учащихся 2. задания, на подключение предметного (жизненного) опыта учащихся 3. задания, связанные с обоснованием умений и навыков. на этапе усвоения 1. задания на пошаговую отработку 2. обсуждение частных случаев на этапе закрепления 1. обучение самоконтролю 2. решение задач на применение умений 3. составление учащимися примеров Формирование умений и навыков включает 3 этапа: 1. Введение. Обычно осуществляется 2 способами: конкретноиндуктивным (ученикам дается пример и затем делаются выводы и правила) и абстрактно – дедуктивным (ученикам дается теория, на основе которой строятся примеры). 2. Усвоение. Усвоение преследует следующие цели: усвоить признаки, позволяющие определить, что можно пользоваться сделанными выводами, правилами, примерами, усвоить их отдельные шаги, выучить правила выполнения умения, изучить частные случаи их применения. 3. Закрепление. Этот этап включает различные случаи и ситуации применения выводов и правил. В процессе закрепления важно подводить итоги по обогащению и формированию умений.[17,21] Далее рассмотрим что такое дидактические материалы, для чего они могут использоваться, требования к их разработке. §2. Основные требования к изготовлению образцов Для успешного усвоения курса информатики в школе необходима добровольная, заинтересованная, активная, самостоятельная работа учащихся на всех этапах учебного процесса. В решении этой задачи могут помочь разнообразные технические средства обучения (ТСО) и дидактические материалы. Под понятием «дидактический материал» подразумевается: - такое средство обучения, которое предъявляется учащимся в виде реальных предметов или моделей, схем, таблиц, плакатов, различного вида раздаточного материала и т.д. - существенным для дидактического материала является то, что он вводится в урок с определенной дидактической целью; конечная обучающая цель его использования в учебном процессе – формирование знаний, умений и навыков; - дидактический материал должен быть направлен на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, побуждать их к мысли, действию. [8,11,19] Следует отметить достоинство дидактических материалов по информатике, используемых для индивидуальной формы работы с учащимися. В этом случае они могут применяться в различных целях для: формирования знаний, умений, навыков учащихся; проверки преподавателем качества их усвоения; работы по ликвидации и предупреждению пробелов в знаниях. Дидактический материал позволяет обеспечить соответствующий объем, степень сложности и темп работы каждого ученика, что необходимо при индивидуальном подходе к учащимся. Дидактические материалы (в том числе и образцы) по любому предмету могут использоваться: - как средство подготовки и изучению нового материала (при изучении нового материала учитель предъявляет ученикам какой-либо вид дидактического материала для простоты понимания – например, плакат с изображением применения новой темы); - в процессе изучения, первичного осмысливания и закрепления новых знаний; - как средство формирования практических умений и навыков (например, учитель показывает как нужно работать с карточкой - образцом); - как средство развития информационных способностей учащихся (например, стенд, направленный на развитие мыслительных операций, памяти, внимания); - для совершенствования текущего и итогового контроля за усвоением новых знаний, умений и навыков по предмету. (например, после изучения раздела проводится самостоятельная работа с использованием карточек - образцов) [2,6,8]. Требования к разработке дидактических материалов по каждому предмету в зависимости от его целей могут быть следующими: Формулировка учебного задания должна: - учитывать обучающие цели урока и направлять познавательную деятельность на овладение наиболее значимых знаний и умений; - способствовать решению дидактических задач каждого из этапов урока: актуализации опорных знаний и способов действий; формированию новых понятий и способов действий; применению знаний, формированию умений и навыков. - содержать слова-указания к решению (сопоставить, сравнить, обосновать, привести примеры и т.д.). - текст задания должен отражать реализацию межпредметных связей. - содержание дидактического материала по возможности должно включать средства предметной или изобразительной наглядности.[2,8,11] Разновидностью дидактических материалов являются образцы. В зависимости от целей использования образцы выделяют: - на бумажной основе (с целью проверки сформированных умений и навыков); - в электронном виде (с целью формирования новых умений и навыков). В результате исследования литературы мною были выделены основные функции образцов: - информационная (образцы в электронном виде несут в своей теоретической части некую полезную для ученика информацию) - обобщающая (образцы, направленные на проверку усвоенных умений и навыков обобщают и систематизируют полученные умения и навыки) - обучающая (образцы позволяют сформировать у учащихся новые умения и навыки) - контролирующая (Образцы помогают учителю проконтролировать сформированные у учащихся умения и навыки) - воспитательная (Образцы способствуют развитию положительной мотивации к изучению информатики).[3,6,8,22] На основе анализа литературы и из принципов отбора содержания и разработки можно выделить основные требования к образцам в электронном виде: - формулировка задания должна быть четкой и понятной, учитывать обучающие цели урока, способствовать формированию новых понятий и способов действий, применению уже сформированных умений и навыков. - образец должен содержать две части: теоретическую и практическую. - в теоретической части должны быть указаны способы и средства выполнения поставленной задачи, а также даны пояснения к выполнению задания. - в практической части обязательно должен быть предложен образец выполнения задания и выделено место для его выполнения (например, текст для форматирования) - образец должен быть защищен от использования учениками в качестве выполненного задания (используется Print Screen ). При разработке образцов должна учитываться важность умения в изучении данной темы. Также выделены требования к образцам на бумажной основе: - формулировка задания должна быть четкой и понятной, учитывать обучающие цели урока, способствовать проверке усвоенных знаний, умений и навыков. - в образце должны быть указаны средства, с помощью которых ученик должен выполнять задание. - обязательно должен быть преложен образец выполнения задания и даны пояснения к его выполнению. - при разработке образцов должна учитываться важность умения в изучении данной темы.[6,9,16] Перед разработкой образцов необходимо: - выяснить с какой целью будут применяться образцы (для формирования умений и навыков или проверки их усвоения); - определить степень важности умения в изучении данного раздела; - изучить основные принципы их разработки (используя экспертную оценку). [ 1 ] В ходе изучения данной темы была проведена экспертная оценка для умений и навыков после изучения Paint . По степени важности умения, начиная с самого важного: 1. Ориентироваться на рабочем поле, выбирать инструменты 2. Создавать, открывать, сохранять и работать с файлами формата .bmp. 3. Работать с Кистью, Карандашом, Ластиком, менять их ширину. 4. Рисовать геометрические и правильные геометрические фигуры. 5. Рисовать различные кривые с помощью инструмента Кривая. 6. Оперировать с фрагментами изображений 7. Использовать Заливку и Распылитель. 8. Закрашивать замкнутые области 9. Работать с координатной сеткой 10. Работать с текстом 11. Пользоваться Лупой Экспертная оценка для умений и навыков после изучения WordPad . По степени важности умения, начиная с самого важного: 1. Вводить простой текст (разными размерами и шрифтами) разбитый на абзацы с клавиатуры 2. Работать с фрагментами текста(копирование, удаление, вставка, перемещение) 3. Создавать, открывать, сохранять и удалять файлы формата . txt 4. Форматировать страницу (устанавливать параметры страницы) 5. Вставлять в текст объекты (диаграмму, рисунок, лист Exsel и т.п.) 6. Редактировать текст размером 2-3 страницы по предложенному образцу 7. Устанавливать отступы абзацев 8. Работать с маркированным списком 9. Работать в многооконном режиме 10. Обмениваться данными между приложениями 11. Перемещать рисунок по тексту В дипломной работе подразумевается, что ученик впервые при изучении информатики знакомится с Paint и WordPad , а задания ориентированы на среднего ученика. Приведем несколько примеров ошибочных образцов. Пример 1. Задание в электронном виде. Задание. Наберите и отформатируйте по предложенному образцу следующий текст: Пример 2. Образец на бумажной основе. Задание. Нарисовать следующий рисунок: Ошибки в разработке этого образца: - в задании не указано, с помощью каких инструментов его выполнять. (хотя учитель подразумевает следующие цели выполнения задания: рисование правильных геометрических фигур используя инструмент Эллипс, их Заливка, копирование части рисунка) Применение учителем разнообразных ТСО будет способствовать лучшему усвоению учебного материала всеми учащимися, поможет создать благоприятные условия для формирования умения обобщать, сопоставлять, самостоятельно пользоваться различными методами информатики в разнообразных ситуациях, для активизации учебной деятельности учащихся. Отбор ТСО, наглядных пособий к уроку и способ их применения зависит от содержания учебного материала, методов обучения, дидактических целей .[2,12] Итак, в этой главе были рассмотрены категории и виды учебных умений и навыков, психолого-педагогические требования к методике формирования умений и навыков, этапы формирования умений и навыков, раскрыто понятие «дидактические материалы», требования к разработке дидактических материалов(в частности, требования к образцам), их функции. Глава 2. Система образцов при работе с Paint и WordPad §1. Использование образцов на уроках информатики при работе с Paint В школьном курсе информатики изучается 4 вида информации: графическая, текстовая, звуковая и числовая. Для изучения ПО чаще всего избирают: - Paint - WordPad - Exsel, т.к. эти пакеты прикладных программ легки для понимания учащихся и просты в изучении. Мотивация изучения Paint опирается на различных областях применения с целью профориентации учащихся. До изучения Paint дети должны ознакомиться с Блокнотом, после чего они уже знакомы с такими операциями как: сохранить, открыть, копировать, вставить, вырезать и т.д., операциями, навыки которых используются в течении изучения всего ПО. Цели изучения Paint: 1. Обучить основным приемам работы с графическим редактором; 2. Сформировать представления о преимуществах компьютерной обработке рисунка; 3. Практическая подготовка учащихся к типичному способу использования ЭВМ; 4. Развить умение мысленно упорядочивать свои действия для достижения какого-либо состояния рисунка (алгоритмизация); 5. Воспитание привычки к мышлению, опережающему пальцы. Рекомендуется изучить следующие темы: 1. Графический редактор Paint , среда (панель инструментов, панель палитры, рабочее поле, меню), основные функции (2 часа) 2. Режимы работы графического редактора (2 часа) 3. Системы команд графического редактора (6 часов) - команды выбора и настройки инструмента; - команды выбора рабочего цвета; - команды масштабирования рисунка; - команды работы с буфером обмена (2 часа); - команды манипулирования с выделенными объектами (повернуть, растянуть, отразить) (2 часа); - команды ввода вывода рисунка на внешние устройства. 4. Координатная сетка (2 часа) 5. Работа со справочной системой (2 часа)[14] После изучения этих тем ученики должны знать: - что представляет собой файл в формате . bmp - о технических средствах представления графической информации; - о деловой, иллюстративной, научной и инженерной графике; - как кодируются изображения; - какое место занимает графический редактор Paint среди других графических редакторов; - общие характеристики программы - о получении справки о программе. Учащиеся должны уметь: 1. создавать, открывать и работать с файлами формата . bmp ; 2. запускать программу и выходить из нее; 3. ориентироваться на рабочем поле, выбирать инструменты; 4. управлять атрибутами изображения, палитрой цветов; 5. работать с Кистью, Карандашом, Ластиком, менять их ширину, использовать Заливку и Распылитель; 6. удалять фрагменты изображения Ластиком; 7. рисовать правильные геометрические фигуры; 8. закрашивать замкнутые области; 9. редактировать детали изображения; 10. работать с текстом; 11. оперировать с фрагментами изображений; 12. работать с координатной сеткой.[14] Не все эти умения и навыки можно отработать с помощью карточек-образцов, т.к. результат выполнения задания невозможно представить в готовом виде. К таким умениям относятся: создавать, открывать и работать с файлами формата . bmp ; запускать программу и выходить из нее; ориентироваться на рабочем поле, выбирать инструменты; управлять атрибутами изображения. Остальные же умения нужно отрабатывать с детьми с помощью специальных заданий-образцов. Каждое задание, направленное на формирование умений и навыков, ученик получает в электронном виде. Для начала выполнения задания ученик должен открыть нужный файл (предполагается, что задания хранятся на Рабочем столе в текстовом документе Microsoft Word ), внимательно прочитать задание и следовать указаниям. Каждое задание, направленное на проверку усвоенных умений и навыков ученик получает в виде карточки на бумажной основе.[20] Рассмотрим задания, на которых можно проводить формирование новых учебных умений и навыков и контроль усвоенных умений и рассмотренных тем. Умение работать с Кистью, инструментом Линия, Ластиком, менять их ширину, использовать Заливку и Распылитель. (Образец на бумажной основе) Задача №1. Нарисовать солнышко и 2 тучки используя инструмент Кисть, Ластик и Распылитель (У солнышка разных разной толщины будут лучики). Раскрасить тучки синим цветом разных оттенков(используя Заливку, Палитру цветов и Распылитель). Примечания. 1. Используемые по умолчанию основной цвет и цвет фона выводятся слева от палитры. При рисовании можно использовать основной цвет, удерживая левую кнопку мыши, либо цвет фона, удерживая правую кнопку мыши. Основной цвет используется для отображения линий, границ объектов и текста. Цвет фона используется для заливки замкнутых объектов и рамок с текстом. Он также появляется при использовании ластика. 2. Чтобы нарисовать горизонтальную или вертикальную линию или линию с наклоном 45 градусов, удерживайте нажатой клавишу SHIFT при перетаскивании указателя. Умение рисовать основные геометрические фигуры, правильные геометрические фигуры. (Образец на бумажной основе) Задача №4. Нарисовать следующий рисунок, состоящий из пяти правильных квадратов, используя инструмент Прямоугольник, Заливку, Палитру цветов и операцию копирования к фрагменту изображения.[10] Умение оперировать с фрагментами изображений. (Образец на бумажной основе) Задача №10. Нарисуйте гусеницу используя инструменты Эллипс, Линия, Кисть, операцию копирования к фрагменту рисунка, Заливку [7] Примечания 1. Используемые по умолчанию основной цвет и цвет фона выводятся слева от палитры. При рисовании можно использовать основной цвет, удерживая левую кнопку мыши, либо цвет фона, удерживая правую кнопку мыши. Основной цвет используется для отображения линий, границ объектов и текста. Цвет фона используется для заливки замкнутых объектов и рамок с текстом. Он также появляется при использовании ластика. 2. Каждая кривая должна состоять из одной или двух дуг. 3. Пользователь имеет возможность 4. отменить три последних изменения, выбирая в меню Правка команду Отменить для каждого изменения. [1 5 ] Умение работать с текстом. (Образец на бумажной основе) Задача №15. В цветике (см.задачу №13) подписать его составляющие (Лепестки, стебель, сердцевина, лист), используя инструмент Надпись разных размеров, шрифтов и начертаний как показано на образце: Примечания 1. Текст в рамку можно ввести только один раз. Вернуть рамку надписи в активное состояние после щелчка за ее пределами невозможно. 2. После создания рамки надписи можно вывести на экран панель атрибутов текста, выбрав в меню Вид команду Панель атрибутов текста. Эту панель можно перетащить в любое место окна. 3. Щелкните значок Вставка графики становится невозможной. [7] Умение работать с координатной сеткой. (Образец на бумажной основе) Задача №17. Используя координатную сетку и инструмент Линия нарисовать шахматное поле Начать изучение WordPad целесообразно с рассказа о том, что представляет собой обработка текстовой информации, предназначенной как для личных, так и для деловых целей. У учащихся должна быть сформировано представление о том, что эта деятельность весьма многопланова и непроста. Ученикам нужно ввести основную терминологию, связанную с текстами: символ, слово, строка, предложение, абзац, колонтитул и т. д. Далее необходимо перейти к описанию основных функций WordPad : - загрузка программы и выход из нее; - загрузка документа в файл и сохранение его в файле; - многооконность и переход в другие окна; - функции горизонтального меню; - панель инструментов и панель форматирования; - ввод текста. Рекомендуется изучить следующие темы: 1. Текстовый редактор WordPad , основные функции (2 часа) 2. Редактирование документов в WordPad (2 часа) 3. Вставка объектов (видеоклип, диаграмма, рисунок, слайд и т.д) (2 часа) 4. Дополнительные возможности WordPad (2 часа) [14] После изучения этих тем ученики должны знать: - что представляет собой текстовый файл в формате . txt ; - о терминологии «текстовый редактор», «текстовый процессор»; - какое место занимает текстовый процессор WordPad среди программ обработки текстов; - общие характеристики программы; - смысл обозначений (текстового меню, пиктограммы)4 - в чем заключается редактирование документа; - основные операции по редактированию документа. Учащиеся должны уметь: 1. создавать файлы формата . txt , осуществлять операции по обработке текстов; 2. запускать программу WordPad и выходить из нее; 3. загружать документы с диска для обработки в WordPad и сохранять его на диске, создавая бумажную копию; 4. загружать несколько документов в разные окна; 5. вводить простой текст (разными шрифтами и размером) разбитый на абзацы с клавиатуры; 6. отредактировать по предложенному учителем образцу текст размером 2-3 страницы; 7. работать с фрагментами текста (копирование, удаление, перемещение частей предложения, слов) 8. вставлять в текст объекты (видеоклип, диаграмма, рисунок, слайд и т.д); 9. перемещать рисунок по тексту; 10. масштабировать рисунок; 11. устанавливать режим автоматического переноса текста; 12. обмениваться данными между приложениями; 13. уметь пользоваться справочной системой.[1 4 ,18] Не все эти умения и навыки можно отработать с помощью карточек-образцов, т.к. результат выполнения задания невозможно представить в готовом виде. К таким умениям относятся: создавать файлы формата . txt , осуществлять операции по обработке текстов; запускать программу WordPad и выходить из нее; загружать документы с диска для обработки в WordPad и сохранять его на диске, создавая бумажную копию; перемещать рисунок по тексту; загружать несколько документов в разные окна; устанавливать режим автоматического переноса текста; уметь пользоваться справочной системой.[20]. Остальные же умения целесообразно отрабатывать с детьми с помощью специальных заданий-образцов. Каждое задание направленное на формирование умений и навыков ученик получает в электронном виде. Для начала выполнения задания ученик должен открыть нужный файл (предполагается, что задания хранятся на Рабочем столе в текстовом документе Microsoft Word ), внимательно прочитать задание и следовать указаниям. Каждое задание, направленное на проверку усвоенных умений и навыков ученик получает в виде карточки на бумажной основе.[18] Рассмотрим задания, на которых можно проводить формирование новых учебных умений и навыков и контроль усвоенных умений и рассмотренных тем. Умение вводить простой текст (разными шрифтами и размером) разбитый на абзацы с клавиатуры. (Образец на бумажной основе) Задача №1. Наберите текст по указанному образцу:[10] Умение работать с фрагментами текста (копирование, удаление, перемещение частей предложения, слов, разбиение текста на колонки). Многооконный режим работы текстового редактора. (Образец на бумажной основе) Задача №3. Набрать по образцу следующий текст (использовать копирование): Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето, Лето. Цель задания: проверить: - умение вводить простой текст с клавиатуры; - умение копировать фрагменты текста. Задача №4. 1. Набрать слово ТРЕУГОЛЬНИК и сохранить файл под именем Фигура. txt . 2. Скопировать содержимое файла Фигура. txt в новый файл. 3. С помощью клавиш удаления символов преобразовать слово ТРЕУГОЛЬНИК в слово ТРОН. 4. Сохранить созданный файл под именем Слово. txt .[10] Цель задания: проверить: - навык работы по созданию, копированию и сохранению документа под другим именем, - умение работать с клавишами удаления символов. Задача №5. 1. Загрузить текст из файла Песня. txt 2. С помощью перемещения и удаления фрагментов привести текст в соответствии с образцом 3. Сохранить первые два куплета в файле Begin . txt , а последние трив файле End . txt .[10] Цель задания: проверить: - умение загружать текст из файла; - умение работать с фрагментами текста (перемещение, копирование) - умение сохранять файл под разными именами. Песня. txt Мыли гуси лапки В луже у канавкиОдин серый, Другой белый, Два веселых гуся. Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гусиОдин серый, Другой белый, Гуси, мои, гуси!» Вытянули шеи, У кого длиннееОдин серый, Другой белый, Два веселых гуся Выходили гуси, Кланялись бабусеОдин серый, Другой белый, Два веселых гуся. Жили у бабуси Два веселых гуся: Один серый, Другой белый, Два веселых гуся. Образец: Жили у бабуси Два веселых гуся: Один серый, Другой белый, Два веселых гуся. Вытянули шеи, У кого длиннееОдин серый, Другой белый, Два веселых гуся. Мыли гуси лапки В луже у канавкиОдин серый, Другой белый, Два веселых гуся. Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гусиОдин серый, Другой белый, Гуси, мои, гуси!» Выходили гуси, Кланялись бабусеОдин серый, Другой белый, Два веселых гуся. Задача №6. 1. Открыть файл VIZIT . 2. Открыть три новых окна и скопировать в каждое из них визитную карточку. 3. Сохранить скопированные тексты под именами VIZIT 1, VIZIT 2, VIZIT 3. Активным является то окно, в котором в данный момент находится курсор. С помощью специальных команд (или клавишей мыши) производится переход от одного активного окна к другому. При этом можно переносить или копировать фрагменты текстов между разными документами, используя буфер обмена. Цель задания: проверить: - умение загружать текст из файла; - умение работать с фрагментами текста (перемещение, копирование) - умение сохранять файл под разными именами; - умение работать в многооконном режиме. (Образец в электронном виде) Задача №7. Набрать по образцу следующий текст (использовать копирование и удаление): Умение обмениваться данными между приложениями. (Образец на бумажной основе) Задача №8. Набрать по образцу следующий текст с использованием следующих размеров шрифта: 1 строка- 24 пункта, жирный; 2 строка- 20 пунктов, курсив; 3 строка-16 пунктов, подчеркнутый. Умение работать с маркированным списком. (Образец на бумажной основе) Задача №10. Наберите по образцу следующий текст, используя маркированный список. Первая строка – размер 12 пгт, жирный, остальные строки – размер 10 пгт. Список продуктов: o колбаса o хлеб o масло o майонез o горошек Цель задания: проверить: - умение вводить простой текст с клавиатуры; - умение форматировать текст по образцу; - умение пользоваться маркированным списком. (Образец в электронном виде) Задача №11. Наберите текст по образцу. Первая строка – размер 14 пгт, жирный, остальные строки – размер 12 пгт. Примечание . Маркированный список может быть также создан нажатием кнопки Маркеры на панели форматирования Умение вставлять в текст объекты (диаграмму, рисунок, лист Exsel ). (Образец на бумажной основе) Задача №14. Наберите по образцу следующий текст и вставьте требуемый объект (лист Exsel ). Расходы за 6 месяцев Применение на уроках информатики образцов, разработанных с учетом возрастных особенностей, в зависимости от способностей каждого ученика позволяет учителю наиболее точно выяснить степень закрепления ранее пройденного и нового материала, проконтролировать усвоенные умения и навыки, выявить сложности в формировании новых умений и навыков. В данной дипломной работе проанализирована литература по теме: «Методике формирования умений и навыков», выявлены основные требования к изготовлению карточек – образцов при формировании умений и навыков по информатике, рассмотрены цели использования карточекобразцов. В дипломной работе была разработана система карточек – образцов, направленных на проверку умений и навыков и на формирование новых умений и навыков после изучения Paint и WordPad . Также были рассмотрены основные общедидактические навыки, которые следует формировать на каждом уроке, психолого-педагогические требования к методике формирования умений и навыков, этапы формирования умений и навыков. В дипломной работе сформулированы основные требования к разработке дидактических материалов (в частности к образцам), их основные функции. Литература 1. Алешина Т.Н. Урок математики: применение дидактических материалов с профессиональной направленностью: Метод.пособие для преподавателей ПТУ.- М.: Высш.шк., 1991.- 64 с. 2. Архангельский С.И., Шестак Н.В. Теоретические основы учебного процесс с использованием универсальных средств обучения. – М, 1980.- вып.2. 3. Волкова С.И. Карточки с математическими заданиями: Пособие для учителя. 2-е издание, испр. М.: Просвещение, 1994. 4. Глейзер Г.Д., Саакан С.М. Дидактические материалы к зачетам по математике. М.: Просвещение, 1978. 5. Гребенюк О.С. Общие основы педагогики.- М.: Владос - Пресс, 2003. 6. Дакацьян У.В. Проверка знаний учащихся по математике. Издательство академии педагогических наук РСФСР, М.1963 7. Дуванов А.А. Азы информатики//Методическая газета для учителей информатики, №1, 2, 11, 2004. 8. Дудницин Ю.П. и др. Урок математики: применение наглядных пособий и ТСО: Метод.пособие для преподавателей средних ПТУ/ Ю.П.Дудницин, Л.М.Пашкова, Т.Л.Сытина.- М.: Высш.шк., 1987.- 128с. 9. Злоцкий Г.В. Карточки-задания при обучении математики – М.: Просвещение, 1992. 10. Информатика. Задачник-практикум в 2 т/ под ред. И..Семакина, Е.К.Хеннера: Том1.- М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.-304с. 11. Ковалев В.И. Самодельные наглядные пособия по математике.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 12. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. ТСО и методика их использования: Уч.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 13. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики: Учеб. для пед. вузов.- Ростов н/Д: Март, 2002. 14. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учебное пособие.- «Информатика»/ М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер.- М.: Академия, 2001. – 624 с. 15. Мангазеева Г.Г. Решаем задачи в текстовом и графическом редакторах// Газета Информатика, №15,16, 2000. 16. Методика преподавания математики в ср. школе под ред. Колягина Ю.М. и др.М.: Просвещение. 1975г. 17. Немов Р.С. Общая психология: Учеб. – М.: Владос, 2001. – 400 с. 18. Обработка текстовой информации. Дидактические материалы/ Л.Л.Босова, Т.Н.Чемова, В.С.Савельева - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.-109с. 19. Организация контроля знаний учащихся в обучении математике: Сб.статей. Пособие для учителей / Составители Борчугова З.Г., Батий Ю.Ю.- М.: Просвещение, 1980. 20. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. |
оценка зданий в Туле
оценка ущерба после залива квартиры в Орле
Подобные работы
Windows - блокнот
echo "Программа «Блокнот» поддерживает только основное форматирование, поэтому случайное сохранение специального форматирования в документах, в которых должен остаться чистый текст, исключено. Это осо
Windows Vista
echo "Например, необходимо вручную систематизировать информацию в папках и именовать файлы в соответствии с принятыми для ПК соглашениями. Microsoft Windows Vista не похожа на другие ОС. Она ориентиро
Автоматизированное рабочее место по управлению кадровыми делами на ПКФ «Анастасия»
echo "Согласно принципу системности АРМ следует рассматривать как системы, структура которых определяется функциональным назначением. Принцип гибкости означает приспособляемость системы к возможным п
Обзор видео редакторов
echo "История видео программ Еще пару лет назад работа с видео казалась невозможной экзотикой – теперь же едва ли не каждый порой покупатель компьютера не преминет уточнить: «...И чтобы с видео можно
Методика формирования умений и навыков с использованием образцов
echo "Трудно себе представить современного учителя не использующего в своей практике других дополнительных пособий, кроме учебника. Учитель, заинтересованный в успешном усвоении материала учащимися,
Операционная система Windows XP
echo "Татарск 2006 г . ТЕМА: Операционная система Windows хр . "; echo ''; echo " Рецензия Оглавление. 1.1. История Windows______________________________________________5. .2. Особенности Wind
Архивация файлов
echo "Сжатие информации в файлах производиться за счёт устранения избыточности различными способами, например за счёт упрощения кодов, исключения из них постоянны битов или представления повторяющихся