Категории

Биология

Охрана природы, Экология, Природопользование

Технология

Психология, Общение, Человек

Математика

Литература, Лингвистика

Менеджмент (Теория управления и организации)

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Химия

Философия

Педагогика

Финансовое право

История государства и права зарубежных стран

География, Экономическая география

Физика

Искусство, Культура, Литература

Компьютерные сети

Материаловедение

Авиация

Программирование, Базы данных

Бухгалтерский учет

История

Уголовное право

Экскурсии и туризм

Маркетинг, товароведение, реклама

Социология

Религия

Культурология

Экологическое право

Физкультура и Спорт, Здоровье

Теория государства и права

История отечественного государства и права

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Нероссийское законодательство

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Политология, Политистория

Биржевое дело

Радиоэлектроника

Медицина

Пищевые продукты

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Транспорт

Жилищное право

Гражданское право

Гражданское процессуальное право

Законодательство и право

Прокурорский надзор

Геология

Административное право

Историческая личность

Банковское дело и кредитование

Архитектура

Искусство

Конституционное (государственное) право России

Экономико-математическое моделирование

Право

Компьютеры и периферийные устройства

Астрономия

Программное обеспечение

Разное

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Налоговое право

Техника

Компьютеры, Программирование

История экономических учений

Здоровье

Российское предпринимательское право

Физкультура и Спорт

Музыка

Правоохранительные органы

Экономика и Финансы

Международное право

Военная кафедра

Охрана правопорядка

Сельское хозяйство

Космонавтика

Юридическая психология

Ценные бумаги

Теория систем управления

Криминалистика и криминология




Рефераты на заказ в Ростове-на-Дону

Заказать контрольную работу в Москве

Перестройка в СССР

Разделение на группы альтернативных экономических проектов. 1> варианты внерыночного развития 2> варианты 'рыночного экстремизма' 3> варианты регулируемой рыночной экономики -Рынок как экономическая категория -Рынок как регулятор производства -Спорность классификации вариантов по группам -Необходимость постепенного перехода к рынку II. Радикальная экономическая реформа.

Причины ее краха как причины сегодняшнего кризиса экономики. -Роль радикальной экономической реформы в экономическом кризисе -Конец 1991 года.

Страна в катастрофической ситуации -Положительные сдвиги в ходе экономической реформы -Серьезная неудача в осуществлении экономической реформы -Один из вопросоввопрос об управлении самим процессом осуществления экономической реформы -Нарушение принципа достаточности полномочий -Многочисленные вмешательства в процесс подготовки и реализации экономической реформы -Другие не мене важные причины -Опыт прошедших лет проведения экономической реформы. -Выводы В период 'царствования' Ю. Андропова, К. Черненко и первого пятилетия руководства М. Горбачева экономикой фактически ведал Н. Рыжков, который после смерти Брежнева был избран секретарем ЦК КПСС и возглавил там Экономический отдел. По существу, он стал у руля экономики, когда застой достиг своего апогея, и находился там до того момента, когда полный развал экономики был уже делом техники и времени.

Поэтому Николая Ивановича Рыжкова можно по праву назвать лидером ускорения развала экономики Страны Советов.

Авторы таких разорительных экспромтов, как ускорение и радикальная экономическая реформа, стараясь делать хорошее выражение лица при плохой игре, утверждают, что не надо паниковать, все идет как задумано: к рынку мы готовились давно и фундаментально. В одном из интервью Николай Иванович Рыжков, отвечая на поставленный самим перед собой вопрос: 'Толкали меня к рынку или я шел к нему сам?'- сообщает о том, что 'аналитическая подготовка началась в 1983 году', то есть с момента пояывления Рыжкова у руля экономической политики. И далее он рассказывает: -- В 1983 году, когда я работал секретарем ЦК КПСС, мы создали специальную аналитическую группу, пропускали через себя массу информации, искали, думали: как модернизировать экономику государства? Поэтому не случайно в марте 1985-го Горбачев избирается Генеральным секретарем ЦК КПСС, а уже в апреле он выходит на общественность с крупными и принципиальными предложениями в экономической области. То были плоды коллективных изысканий... Очень интересно знать, куда же подевлись те плоды? Двенадцатая пятилетка оказалась бесплодной и, кстати говоря, значительно превзойдя все предыдущие по расточительству ради дутых темпов ускорения, с треском провалилась на полпути. И тогда на горизонте появился еще более расточительный экспромтрадикальная экономическая реформа, проведение которой началось с 1988 года по решению июньского (1987 года) Пленума ЦК КПСС. Это был именно экспромт, так как не имея точно выверенных методов и планов действий, все бралось наскоком, без достаточно глубокого просчета и обоснования.

Эпицентром правительственной программы, предложенной в 1989 году первому Съезду народных депутатов СССР, как раз и было осуществление радикальной экономической реформы. В свете постановления указанного Пленума был принят пакет постановлений партии и правительства 'О коренной перестройке управления экономикой' (Политиздат, 1987 год); в их числе 'О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования', 'О перестройке материальнотехнического обеспечения и деятельности Госснаба СССР в новых условиях', 'Об основных направлениях перестройки системы ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма' и далее о перестройке Госкомитета по науке, Госкомитета по труду, Госкомстатавсего 12 постановлений.

Изучение этих документов показывает, что в них речь идет лишь о косметике плановой системы управления народным хозяйством, повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования.

Термин 'фундаментальная' подготовка к рынку фигурирует лишь в смысле необходимости его насыщения товарами. Эта 'радикальная' реформа была самой бесплодной из всех предыдущих. В ней не только не решены, но даже не поставлены понаучному вопросы о непригодности измерителей экономического роста и принципа определения фонда зарплаты по объему товарной продукции. Это повлекло за собой и дало возможность сохранить в инструкциях и методиках, принятых в свете данных постановлений, все в прежнем виде. В 1989 году эта очередное бесплодная программа стала теоретической базой для программы деятельности правительства, избранного новым парламентом. Его ближайщей целью была стбилизация экономики в 1990 году.

Прирост товаров народного потребления был намечен огромныйна 60 миллиардов рублей.

Особенно большие надежды возлагались на сокращение военных расходов и конверсию оборонных отраслей промышленности.

Работа по стабилизации экономики велась правительством очень активно, но несмотря на это она все равно была обречена на неудачу, так как к прежним абсурдам и экспромтам добавлялись новые. Среди них особо следует выделить введение прогрессивного налога на прирост фонда оплаты с четвертого квартала 1989 года в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР, принятым в августе того же года. Оно повлекло за собой просто катастрофические последствиярост производства для коллективов стал просто разорительным. К маю 1990 года становится все более очевидным, что программа стабилизации экономики просто 'горит'. Темпы производства товаров народного потребления в 5 раз, а продовольственныхв 10 раз ниже намеченных.

Именно в этих условиях на горизонте замаячил новый экспромтрынок. Этот экономический шаг, на мой взгляд, также является экспромтом по причинам, приведенным выше, думается, что он привлек внимание руководства страны как возможность самосохранения, так как доверие людей было уже на исходе. В 1985 году обещали за два-три года сделать перелом в экономике в лучшую сторону. Но перемены, и довольно серьезные, произошли в обратном направлении. Тогда начали объяснять, что экономический кризис чрезмерно глубоко поразил все части народного хозяйства. Вот тогда и появилась радикальная экономическая реформа. Через два года экономика оказалась на грани полного развала, людское доверие практически иссякло, что еще можно было обещать? Рынок! Д. Валовой пишет: 'Рынок! Правительственная рыночная программа по своей разрушительной силе, пожалуй, затмит коллективизацию, борьбу с травопольной системой и алкоголзмом и другие разорительные реорганизации и кампании вместе взятые.

Рынокэто соломинка для архитекторов ускорения и радикальной реформы.' Тот же Д. Валовой по поводу доклада академика А. Аганбегяна на заседании Президиума Совета Министров СССР 17 августа 1990 года по оценке альтернативных вариантов перехода к рыночной экономике: '...мои мысли постоянно вертелись вокруг иллюстрации к басне Крылова 'Лебедь, рак и щука'. Лебедь намерен взлететь к социалистическому идеалу, рак пятится к капитализму, а щука ищет, где бы поглубже нырнуть.' В докладе А. Аганбегяна около сотни рассмотренных альтернативных экономических проектов разделены на три группы.

Первая-- варианты внерыночного развития. К ним отнесены различные предложения косметического ремонта административнокомандной системы управления.

Комиссия считает, что 'авторы подобного рода альтернативных проектов набирают очки за счет пропаганды идей социальной справедливости, защиты прав трудящихся, заботы о сохранении ценностей социализма'. Такое направление развития экономики докладчик назвал 'вредным и противоречащим ныне общему консенсусу'. Вторая группа-- варианты 'рыночного экстремизма'. Его основная идеянемедленный переход к свободному рынку. Цены в этом случае складываются стихийно под воздействием спроса и предложения, а производители должны быть полностью самостоятельными. 'Такое направление развития экономики исключает вме шательство государства фактически устраняет его с экономической арены'- сказал докладчик.

Третья группаварианты регулируемой рыночной экономики. Это направление комиссия сочла наиболее целесообразным, тем самым поддержав правительственную программу. Ряд руководителей предприятий, объединений и отраслей, специалистов центральных экономических отраслей, ученых отмечали, что многие понимают рынок в смысле базара. Я думаю, что в связи с этим уместно привести слова Энгельса: 'Нельзя спориьт с людьми, которые настолько невежественные в политической экономии, что вообще понимают лейпцигский книжный рынок за рынок в смысле современной промышленности'. Не лишним будет уточнить, чот же такое рынок вообще?! С древних времен рынок определяется как место торговли продуктами и товарами, но по мере разделения общественного труда и перехода от натурального хозяйства к товарному понятие 'рынок' приобретало все более сложное содержание.

Развитие товарноденежных отношений привело к образованию в структуре общественного производства сферы обращения, которая и представляет собой 'рынок' в смысле современной промышленности. Дело в том, что рынок в нашей стране как сфера обращения существует и существовал вполне реально, и поэтому сама постановка вопроса о его противниках является бессмысленной. Так как рынок у нас есть, хотя и практически пустой, то его надо не создавать, а насыщать. Это можно сделать двумя путями. Резко увеличить производство товаров или повысить на них цены, то есть снизить покупательную способность населения, чему, на мой взгляд, свидетелями мы сейчас и являемся.

Последний путь будет лжеэффективен даже при снижении объемов производства.

Вполне уместен будет вопрос о том, что если рынок у нас существует, то о каком же тогда переходе к рынку сегодня говорят и пишут? Ответ достаточно простой. Рынок как экономическая категория является выражением определенных отношений в обществе между людьми. Речь идет о рынке как регуляторе производства, то есть о стихийном переливе капитала из одной отрасли в другую в погоне за более высокой прибылью на основе конкуренции, причем в этом случае 'рыночной ценой' будет являться цена, которая стихийно образуется в сфере обращения в зависимости от спроса и предложения, хотя в нашем государстве рыночная цена чаще всего не образуется, а устанавливается неизменной и даже при падении спроса уменьшаться не хочет, простейшим примером тому забитые полки овощных магазинов консервированными и маринованными овощами, которые стоят годами, а цены на них только растут пропорционально инфляции. Рыночные отношения изначально предполагают свободные цены и полную самостоятельность производителей.

Подводя итог вышесказанному, создание рынка в нашей стране предполагало переход от плановой системы управления народным хозяйством к стихийному регулированию производства через рыночные цены и прибыль. На мой взгляд, классификация вариантов по группам является немного спорной. Ведь 'внерыночное развитие'- это ни что иное, как натуральное хозяйство. Его никто не предлагает, но на практике оно приобретает все более широкий размах. Так же достаточно неустойчива характеристика 'рыночного экстремизма', авторы которого делают упор на полную самостоятельность производителей и свободные рыночные цены, но ведь, ка известно, суть рыночных отношений в том и состоит, что производители должны быть абсолютно свободными и действовать на свое усмотрение, ориентируясь на рыночные цены. Но всетаки наиболее спорным, на мой взгляд представляется выделение в особую группу вариантов 'регулируемой рыночной экономики': '...рыночные отношения в такой экономики регулируются государством, причем между стихийными рыночными механизмами и государственным регулированием существует обратная связь'. По этой оценке у меня создается такое впечатление, что регулирование рынка имеет отношение к организации сбалансированного планового производства, хотя на мой взгляд это не так. Да, на Западе существуют методы регулирования рынков со стороны государства, но эта необходимость возникла в связи с кризисами. Цель этого регулированияне допустить кризиса перепроизводства товаров, снижения цен и прибыли, с одной стороны, и высоких темпов инфляциис другой. И очевидно, что ,мягко говоря, опрометчиво будет заимствовать механизмы предохранения рынка от перенасыщения товарами и применять их для преодоления нашего кризиса недопроизводства, а регулировать пустой рынок любыми методамиэто очевидная бессмыслица.

Мощным двигателем производства при рыночной экономике является конкуренция, которая развивалась наравне вместе с капиталистическими отношениями.

Именно она и создает условия для реализации закона стоимости, но в ней заложено превышение превышение производственных мощностей по сравнению с платежеспособным спросом регулируемого рынка. Но как не регулируй рынок, все равно единственным источником увеличения богатства является труд.

Поэтому главным фактором оздоровления и тем более процветания экономики является неуклонное повышение производительности труда и уже на этой основе снижение издержек производства на единицу потребительской стоимости.

Очевидным является тот факт, что это возможно лишь или в условиях жесткой конкуренции, или на основе плановых цен, нормативов и тарифов, а главное, полной самостоятельности всех форм хозяйствования на равных условиях и заинтересованности производителя в качестве и увеличении объемов выпускаемой продукции и соответствие ее цены платежеспособности потребительского рынка. К рынку надо переходить постепенно. Эта постепенность предполагает, что плановые отношения должны вытесняться рыночными, а у нас плановые регуляторы уже сломлены, а для рыночных даже еще не созданы условия. Мне кажется, надо прислушаться к разумным голосам изза кордона, ни в коей мере не принебрегаф своими и не делая из страны колонию Запада, что сейчас происходит.

Маргарет Тэтчер, в частности, сказала: 'Вы в Советском Союзе пытаетесь сделать в течение, скажем, 5-10 лет то, на что нам понадобились столетия'. Еще не лишнем было бы наряду с опытом капиталистических стран более внимательно изучить практику перехода к рынку от плана. Тем более, что на ряду с медленным переходом в Югославии есть шоковое применение стихийных рыночных цен под воздействием спроса и предложений в Польше, но не следует забывать, что в этих странах условия для перехода к стихийному регулированию рынка существено отличаются от наших.

Достаточно указать на единоличность сельского хозяйства, иные масштабы народног хозяйства и уровень монополизации. Но тем не менее, мы видим, что отказ от плана и переход к свободному рынку у них проходит достаточно сложно и непредсказуемо. Мне кажется, что огромную роль в экономическом кризисе, которфй мы наблюдаем сегодня, сыграла радикальная экономическая реформа. На мой взгляд, все основные причины кризиса можно извлечь из ее проведения и неудачного завершения. К концу 1991 года страна оказалась в катастрофической ситуацииэто ни для кого не новость.

Непродуманные действия в сфере управления экономикой проявились в разрушении хозяйственных связей между производителями, отсутствии стимулов к производительному труду, утрате доверия к национальной валюте.

Усиливался спад производства.

Экономическая ситуация усугублялась внешнеи внутриполитическими проблемами, связанными с распадом СССР. Ускорителем негативных процессов явилось тяжелое внешнеэкономическое и валютное положение страны, значительный размер внешнего долга при резком сокращении золотого и валютного запасов.

Резкое падение экспорта обусловило катастрофическую нехватку валютных средств.

Налоговая система не обеспечивала поступления доходов в условиях развивающейся инфляции, рост денежной массы не поддавался контролю. Но несмотря на все это, некоторые положительные сдвиги в ходе экономической реформы произошли. При всех трудностях и противоречиях, которые сопровождали реформу, удалось за короткий срок создать правовой каркас реформы, принять ряд основополагающих законодательных актово собственности, о земле, об аренде и акционерных обществах, о демонополизации экономики и ее разгосударствлени, о малых предприятиях и предпринимательсой деятельности.

Начали формироваться новые структуры, свойственные современному рынкурегулируемому и социально ориентированному.

Развивается процесс создания смешанной экономики, представленной предприятиями различных форм собственности.

Возникли первые акционерные общества, арендные предприятия и кооперативы, фермерские хозяйства. За сравнительно короткий образованы и приступили к работе около 1,4 тыс. коммерческих и кооперативных банков.

Создаются товарные и фондовые биржи, осуществляющие операции с ценными бумагами. Если учитывать короткий срок, за который были созданы эти новые структуры, то прогресс все же весьма заметный, хотя вопрос стоит не в наличие этих коммерческих стрктур, а в их работе и реальной пользе стране. Но самое главное, всетаки не в этом.

Произошли значительные изменения в умонастроениях людей. Еще в начале преобразований казалось, что для достижения перемен достаточно лишь небольших поправок, что называется латания дыр существующей системы хозяйствования, а позже общество осознало необходимость коренного обновления экономических структур, создания принципиально новой модели хозяйствования, хотя сейчас вполне очевидно, что, хотя такая необходимость была, достигалась она совсем не теми путями, которыми надо было. У нас в стране, к сожалению, начиная с 1917 года, происходит все 'революционным путем': Октябрьская революция, Революция в мышлении , Революционные преобразования и т. д., вместо того, чтобы развитие шло эволюционным путем без всех этих дутых ускорений. Одна из основных причин наших неудач состоит именно в этом. Так по началу же родилось мощное движение снизу в поддержку экономической реформы.

Появились людипредприимчивые, с деловой хваткой, отпали опасения, что в течение предшествующих десятилетий мы практически потеряли таких людей и вряд ли сможем восстановить. Хотя в месте с этим положительным штрихом следует отметить и отрицательный.

Многие из этих людей вместо того, чтобы развивать промышленнность и экономику своего государства, решили просто наводнить страну товарами иностранного производства, причем не лучшего качества, тем самым, превратив ее в большую помойку и практически сделав придатком Запада. С горечью отмечу, что многие просто вдарились в торговлю, вместо того, чтобы заняться производством. Все больше объединяются между собой различные союзы предпринимателей, укрепляя новую экономическую и общественнополитическую структуру, правда не очень понятно, как ее можно сейчас назвать. Это действительно достаточно мощное движение, неизбежно набирающее силу, способно стабилизировать экономику, остановить негативные процессы, но только лишь в сочетании тщательно продуманной, не ускоряемой, государственной и экономической политикой. Но тем не менее на лицо серьезная неудача в осуществлении экономической реформы, причин этому немало.

Попытаюсь осветить некоторые из них. Один из вопросоввопрос об управлении самим процессом осуществления экономической реформы.

Нетрудно увидеть, что это управление было построено нерационально и оказалось совершенно неэффективным. Это заключалось в том, что отсутствовало единство в управлении всеми взаимосвязанными между собой элементами экономической реформы.

Центральные экономические ведомстваГосплан, Госснаб, Министерство финансов и другиедействовали разобщенно, каждое само по себе.

Причем комиссия по экономической реформе была лишь одной из структур в этом многообразии учреждений. Был нарушен принцип достаточности полномочийодин из важнейших принципов управления. Этот принцип, на мой взгляд, нарушался постоянно в течение предыдущих семидесяти с лишним лет. Этот принцип заключается в том, что цели и задачи, которые ставились в данном случае перед этой комиссией, не совпадали с объемом реальных полномочий, которыми она располагала. Это несовпадение имело и другую, так сказать, нравственную сторону.

Существовал огромный разрыв между ответственностью в глазах общества руководителей экономической реформы с реальным объемом прав и возможностей, которыми они были наделены. Еще одной важной, на мой взгляд, причиной являются многочисленные вмешательства в процесс подготовки и реализации экономической реформы. Эти вмешательства нарушали целостность замысла, проекта реформы. Оно исходили как со стороны законодательных органов, прежде всего Верховного Совета СССР, так и других государственных и общественных структур. Такое вмешательство очевидно недопустимо еще и по той причине, поскольку оно не связано с прямой ответственостью тех, кто принимает решения, за нарушение целостности подхода и возникающие негативные последствия. Если еще учесть, что в годы проведения реформы происходило серьезное ограничение полномочий самого правительства, понижение функций и самостоятельности исполнительной власти, то совершенно очевидно, что при руководстве реформой возникло своего рода безвластие, откуда как следствия: нарушение целостности при осуществлении реформы, непоследовательность и половинчатость предпринимавшихся шагов. Есть и другие, не менее серьезные причины, осложнившие проведение реформы и приведшие к серьезной дестабилизации общества и экономики. К ним можно отнести отсутствие общественного согласия, разгул политических амбиций (достаточно посмотреть на наших политиканов и депутатов, особенно в период их очередных и внеочередных сборищ). Все это перерастает по существу в преступную игру, а ставкой в ней становимся мы, и в результате этого негативных результатов просто не может не быть.

оценка зданий в Липецке
независимая экспертиза после залива в Брянске
оценка дачи в Смоленске

Подобные работы

Африканские конфликты последнего десятилетия

echo "Однако было бы не правильно списывать все только на историю. Большинство конфликтов «второго поколения» развиваются по своей внутренней логике и на чисто африканской основе, хотя, безусловно, в

Мировая политика и международные отношения

echo "Сегодня мировой порядок зависит от поведения на международной арене около 200 государств, находящихся на разных уровнях исторического, социально-экономического и культурного развития. Ныне усили

Союз России и Белоруссии. Военно-политическое значение, перспективы развития

echo "Другой вопрос, каким образом это сотрудничество будет определено. Договор, подписанный в мае, имеет большое количество неразрешенных вопросов относительно нового образования. Данный реферат пр

Советский союз и Суэцкий кризис 1956г.

echo "Сложившиеся в Палестине границы не устраивали никого. В 1950 году Израиль вопреки решению ООН объявил Иерусалим своей столицей. Выполнение решения о возвращении беженцев срывалось Израилем: в 1

Европейская интеграция Украины

echo "Внешняя политика Украины будет базироваться на общепризнанных принципах международного права» [Правда Украины. – 1991. 7 дек.]. С этого дня Украина вышла на международную арену как новое молодое

Региональная политика России

echo "Региональная политика - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и б

Объект и предмет политологии

echo "Объектом политологии выступает политическая действительность, или политическая сфера общества. В самом широком смысле слова политическая сфера есть область общественных отношений, связанная с вз

Европейская хартия самоуправления

echo "Важнейшими документами, определяющими основы местной и региональной демократии в странах, входящих в Совет Европы, являются «Европейская хартия местного самоуправления», принятая в 1985 году, а