Категории
Биология
Охрана природы, Экология, Природопользование
Технология
Психология, Общение, Человек
Математика
Литература, Лингвистика
Менеджмент (Теория управления и организации)
Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика
Химия
Философия
Педагогика
Финансовое право
История государства и права зарубежных стран
География, Экономическая география
Физика
Искусство, Культура, Литература
Компьютерные сети
Материаловедение
Авиация
Программирование, Базы данных
Бухгалтерский учет
История
Уголовное право
Экскурсии и туризм
Маркетинг, товароведение, реклама
Социология
Религия
Культурология
Экологическое право
Физкультура и Спорт, Здоровье
Теория государства и права
История отечественного государства и права
Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство
Нероссийское законодательство
Международные экономические и валютно-кредитные отношения
Политология, Политистория
Биржевое дело
Радиоэлектроника
Медицина
Пищевые продукты
Конституционное (государственное) право зарубежных стран
Государственное регулирование, Таможня, Налоги
Транспорт
Жилищное право
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Законодательство и право
Прокурорский надзор
Геология
Административное право
Историческая личность
Банковское дело и кредитование
Архитектура
Искусство
Конституционное (государственное) право России
Экономико-математическое моделирование
Право
Компьютеры и периферийные устройства
Астрономия
Программное обеспечение
Разное
Уголовное и уголовно-исполнительное право
Налоговое право
Техника
Компьютеры, Программирование
История экономических учений
Здоровье
Российское предпринимательское право
Физкультура и Спорт
Музыка
Правоохранительные органы
Экономика и Финансы
Международное право
Военная кафедра
Охрана правопорядка
Сельское хозяйство
Космонавтика
Юридическая психология
Ценные бумаги
Теория систем управления
Криминалистика и криминология
Рефераты на заказ в Ростове-на-Дону
Заказать контрольную работу в Москве
Почему Н.А.Добролюбов называет Катерину "лучом света в тёмном царстве"Добролюбову были свойственны революционно-демократические убеждения, которые полностью определили собой характер его литературно-критической деятельности. Статья “Луч света в тёмном царстве” была напечатана в “Современнике” в 1860 году, за год до смерти Добролюбова. Статьи критика этого времени приобретают ярко выраженную политическую окраску. В статье он размышляет о скором конце “тёмного царства”, главным образом рассматривая фигуру Катерины, жены сына купчихи Кабановой. В своей статье он вступает в полемику с другими критиками, доказывая правоту своего мнения и им, и нам. Во многом с Добролюбовым можно согласиться, но в некотором поспорить. Название статьи отсылает нас к образу Катерины, “луча света в тёмном царстве”, лучику нравственности в жестоком и сером мире Кабановых и Диких. Добролюбов пишет: “…если какой-нибудь критик упрекает Островского за то, что лицо Катерины в “Грозе” отвратительно и безнравственно, то он не внушает особого доверия к чистоте собственного нравственного чувства”. Сам Николай Александрович придерживается прямо полярной позиции. Он однозначно присваивает Катерине положительный знак, отвергая всё прочее мнение и не допуская нашего, если оно отлично от его собственного. Мы замечаем в статье следующие слова: «Критика – не судейская, а обыкновенная, как мы её понимаем, - хороша уж и тем, что людям, не привыкшим сосредотачивать своих мыслей на литературе, даёт, так сказать, экстракт писателя, и тем самым облегчает понимание произведения”. Добролюбов закрывает глаза на то, что Катерина по сути своей противоречива и Островский первоначально даёт нам такое представление о ней. Мы же можем посмотреть на Катерину с другой стороны: как на изменницу, самоубийцу и клятвопреступницу. Однозначно неправильно было со стороны великого критика называть Катерину “борцом”, если она и борец, то боролась лишь сама с собой, с внутренним искушением (и, кстати, борьбу сдала), а не с тем, чему можно было противиться: с самодурством свекрови, с её морально устаревшими устоями, с обществом, которое вполне можно назвать пошлым мирком обывателей. Но мы можем также пойти по другому пути, взглянуть на Катерину, как на наивную и религиозную девушку Катю, заблудшую, обессиленную внутренней борьбой, любовью к недостойному этого человеку, самодурству свекрови, девушку, чьи детские мечты и наивные христианские идеалы рухнули после замужества. С этой позиции и смотрит на неё Добролюбов. Пусть она действует совершенно непоследовательно, так сказать, повинуясь женской логике, пусть она медленно входит в это серое общество, свыкаясь со “свинцовыми мерзостями дикой русской жизни” (как много лет позже напишет в “Детстве” Максим Горький), но Катерина, в отличие от Ларисы из “Бесприданницы” не желает себя оправдать, она согрешила и кается в этом, судорожно ищет выход из по определению небезвыходной ситуации, натыкается на издевательства Кабанихи и не находит для себя никакого более уместного выхода, кроме самоубийства. Возможно, вышеизложенные мотивы и побудили Н.А.Добролюбова назвать Катерину “лучом света в тёмном царстве”. «Тёмное царство”, кстати говоря, название более ранней статьи критика, где он показывает серое общество скупых, бессердечных и не умеющих прощать обывателей, и не видит в нём никакого “луча”. Но, увлёкшись оправданиями поступков Катерины и жалостью к ней, критик не видит, по нашему мнению, более яркого и прямого “луча” – часового мастера-самоучку Кулигина, а ведь он личность гораздо более непротиворечивая и цельная, чем Катерина. Он желает обустроить Калинов, помочь его жителям и опять, как Катерина, натыкается на сопротивление архаичных, но высокопоставленных самодуров. Можно ли занять среднюю между явным обожествлением Катерины и явным её унижением позицию? Конечно, да, и именно с неё мы и попытаемся взглянуть на её личность, поступки и обстоятельства, побудившие её совершить тяжкий грех – самоубийство, как бы подытожить наше мнение. Давайте, попробуем задать себе вопрос: что же за ошибки совершила Катерина? Во-первых, послушала Варвару, которая по-хорошему, должна была предостеречь её от измены, но наоборот выступила в роли ветхозаветного змия, искушавшего Адама и Еву. Но Катерина, в отличие от Евы, не сдаётся соблазну без боя. Она вступает в долгую и мучительную борьбу с собой, но Варвара наносит ещё один удар, который сыграл роль яблока – приносит ключ. Если Катерина сумела бы до конца соблюсти свою моральную конституцию, она бы выбросила ключ. Но всё же, Варвара – не змий. Она неумышленно соблазняет Катерину, в отличие от коварного Сатаны, да потом ещё жалеет её, пытается исправить содеянное. Во-вторых, Катерине следовало вообще с самого начала понять, что Борис отнюдь не тот благородный, мужественный человек, которого ей так красиво нарисовало сердце. Понять, что он слаб и ничтожен, можно было уже из того, что он оправдывается перед Катериной, когда приходит на свидание вторым: “Борис: Вы сами велели мне прийти…” В-третьих, не следовало поддаваться эмоциям и при Кабанихе просить у мужа прощения за измену, ведь Тихон – не деспот, он человек, способный в душе понять и простить, а его мать – бессердечная лживая старуха, способная везде видеть лишь Тьму. |
оценка стоимости аренды нежилого помещения в Липецке
оценка катера в Белгороде
Подобные работы
Астафьев и дети
echo "Только в семье, считал он, отношение к жизни, все чувства и ощущения передаются по родству с молоком матери, редкой лаской отца, опускающего тяжелую ладонь на детскую голову». Сам писатель, как
Проблема людини у філософії Г. Сковороди
echo "Макрокосм Аналізуючи об'єктивне положення людини в структурі миру , Сковорода будує оригінальне навчання про три світи: «Суть трьох світів. Перший є загальний й мешкальний , де все породжене жи
Петербург Достоевского
echo "Другая, не менее влиятельная традиция, связана с Гоголем, Апполоном Григорьевым, отчасти, также и с Некрасовым. Они раскрыли тему и образ Петербурга совсем по-иному - как бы с точки зрения угнет
А. П. Чехов - обличитель мещанства и пошлости
echo "Чебоксары, 2006 г . Содержание. 1. А.П. Чехов – непревзойденный мастер рассказа………..3 стр. 2. А.П. Чехов - обличитель мещанства и пошлости……….4 стр. 3. Великий русский мыслитель-реалист..…………………
Образ ночи в творчестве Ф.И.Тютчева
echo "Содержание: 1. Введение……………………………………………………………стр3-4. 2. Образ ночи в творчестве Ф.И.Тютчева…………………………..стр5-9. 3. Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…»……………...стр10-11. 4. Отчего нам ноч
Творчество Шекспира
echo "Правда, в этом отношении поэтические конструкции Шекспира напоминают ни столько классическую строгость античных форм, сколько изощренность барокко, но это скорее относится к большим поэмам, тогд
Вклад Н. М. Карамзина в развитие русского языка и литературы
echo "Определяя его особенности, П.А. Вяземский указывал на «изящное изображение основного и повседневного». В противоположность классицизму сентименталисты декларировали культ чувств, а не разума, во
Идейно-художественные и композиционные особенности "Житий" Епифания Премудрого. Стиль "плетения словес"
echo "Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности ее подвижников и сообщает их в общее назидание. Жития святых составляют едва ли не самы