Внимание! ​​​​hot-diplom.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Звукопись, как особый художественный приём поэтической речи

Особенности развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста

Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно

Условия и последствия присоединения Башкортостана к России

Первыми вошли в состав Русского государства башкирские племена. Населявшие западную и северо-западную части Башкирии называлось Казанской дорогой. Затем последовало присоединение центральной, южной и

Маркетинговое исследование рынка сыра

Калорийность сыра колеблется от 2500 до 4500 калорий. Содержание витаминов в зрелых сырах (мкг в 100г сыра) составляет: витамина А – 600-1300, В1 – 40-80, В2 – 300-900, РР – 20-40, пантотеновой кисло

Понятие запасов продукции

Общепринятым является отнесение продуктов труда к товарным запасам у предприятий отраслей обращения от момента их поступления на эти предприятия до момента погрузки на транспортные средства для отправ

Страхи. Степень выраженности разных страхов половые различия в степени выраженности разных видов страха, у людей в возрасте 19-20 лет

Введение…………………………….………………………………………………………...3 Глава 1.Общая характеристика страхов…………….……………………………………....5 Страхи за собственную жизнь: здоровье и безопасность……………………...…………..7 Социальные фобии……………

Совершение преступлений против жизни и здоровья при превышении пределов необходимой обороны

Российский закон предоставляет гражданам России большие права по защите, как самих себя, так и любого члена общества от преступных посягательств. Необходимая оборона является действием правомерным и

Сравнительный анализ начального образования России, США, Германии и Японии

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых

Алескандрия как центр античной науки

Александр Македонский поручил спланировать новый город своему архитектору Дейнократу ( Дииохарому , Дегинократ ). Александрия была окружена крепкими стенами. Город, был распланирован геометрически пра

Фролова Елена Евгеньевна МОСКВА 2006 Содержание 1. Обоснование выбора темы исследования 3 2. § 1 Виды звукописи и её функции 3 3. § 2 Использование звукописи в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 10 4. Заключение 15 5. Приложения 16 6. Библиография 39 Мне нравится поэзия, я люблю не просто читать стихи, а вчитываться в них, вслушиваться, т.е. разбираться в ярких образах, созданных поэтом. Для этого необходимо быть внимательным к поэтическому слову. Для поэзии, особого вида искусства, который сродни музыке, важно и само звучание, фонетический облик слова. Я заинтересовался звукописью, как художественным приёмом, во-первых, потому что он помогает по-особому «услышать» поэтические строки, «увидеть» художественные образы, созданные в стихах; во-вторых, потому что именно о звукописи при изучении произведений в школе говорят достаточно мало. Мне стало интересно, какие существуют виды звукописи, какие поэты обращались к этому приёму и для чего. Мне захотелось найти примеры звукописи в известных художественных произведениях русских, в частности в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», определить её (звукописи) роль в произведении. Этому я и посвятил свою работу. §1 Звукописью пользовались и пользуются в настоящее время самые разные люди – прежде всего поэты, писатели, но ещё ее можно встретить в лозунгах политических партий и рекламных текстах. Но что такое звукопись? Этому термину можно дать несколько определений. В Большой советской энциклопедии сказано, что это «использование вторичных звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п.» В поэтическом словаре А. П. Квятковского говорится о том, что звукопись - это условный термин для одного из видов инструментовки стиха , который устанавливает соответствие фонетического состава фразы изображенной картине. В. Холшевников пишет: 'В отличие от рифмы, повторяющейся регулярно, звуковые повторы внутри стиха то появляются, то исчезают, то едва улавливаются, то слышны очень отчётливо.

Поэтому, когда после ряда 'нейтральных' в звуковом отношении стихов возникают явно слышимые повторы, стих заметно выделяется'. В е чер. В зморье. В здохи в етра. В е л ичавый в озг л ас в о л н. Бл изко б у р я, в б е р ег б ьется Ч уждый ч а р ам ч е р ный ч елн... Ч уждый ч и ст ым ч а р ам сч а ст ья, Ч елн т омленья, ч елн тр евог Бр осил б е р ег, б ьется с б у р ей, Ищет с ветлых с нов ч е рт ог... ( К.Бальмонт ) В самом термине «звукопись» мы видим две части: «звук» и «писать», то есть писать (изображать) звуками.

Исходя из приведённых выше определений, можно попытаться дать более общее определение этого литературоведческого термина.

Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.) Звукопись создаётся самыми разными приёмами. Один из таких приёмов – аллитерация . Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных.

Аллитерация - древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы — Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира.

Чувство меры и художественный такт поэта определяют выбор, характер и уместность аллитерации в стихе; правил пользования ею нет и быть не может. В русском народном стихе аллитерация занимает заметное место.

Звучные аллитерации рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве»: .. Тр убы тр убят в Нове гр аде, ст оять ст язи в Пу т ивле... Звукосочетания «тр» и «гр» создают ощущение собирающегося войска, в этих звукосочетаниях слышатся звуки военных маршей, грохот военного оружия, тогда как звукосочетание «ст» дает ощущение стабильности, но вместе с тем и скрытой угрозы. Все вместе – передает напряжение перед битвой, с одной стороны, уже волнительного, с другой стороны – пока еще спокойного настроения.

Великолепными мастерами аллитерации были А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Н. А. Некрасов. Вот что писал об аллитерации В.В.Маяковский в статье «Как делать стихи?» (с. 495): Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами.

Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе — строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань...“. Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова». Одним из видов аллитерации считается звукоподражание. Вве р ху р ычат ге р манские мото р ы: — Мы фю р е р а поко рр ные р абы, Мы п р ев р ащаем го рр ода в г рр обы, Мы — сме р ть... Тебя уже не будет ско рр о. «Пулковский меридиан» В. Инбер Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом.

Многие писатели, поэты, критики считали звук 'р' - мрачным и строгим, но Г. А. Шенгели отмечает, что 'в связи со значением слова его звуковой состав приобретает иногда известную окрашенность и тогда становится выразительным' Один из таких приемов – ассонанс (многократное повторение в стихотворной речи однородных гласных звуков). Иногда ассонансом называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные - не совпадают, (огромность - опомнюсь; жажда - жалко). Ассонанс усиливает выразительность речи.

Например, Лермонтов, использовал этот приём в «Бородино»: У наших ушки на макушке, Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!.. Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой. А вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин: Брож у ли я вдоль у лиц ш у мных, Вхож у ль во многол ю дный храм, Сиж у ль меж ю ношей без у мных, Я преда ю сь своим мечтам. Здесь ассонанс использован для того, чтобы изобразить гул городской улицы. Более сложный приём звукописи - каламбурная рифма . Каламбурные рифмы, это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. Часто они используются с целью достижения комического эффекта.

Пример такой рифмы есть у разных авторов таких, как, например, А. С. Пушкин, Д. Д. Минаев, В. В. Маяковский и другие. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют. Вы, щенки! За мной ступайте! Будет вам по калачу, Да смотрите ж, не болтайте, А не то поколочу. (А. С. Пушкин) Он двадцать лет был нерадив, Единой строчки не родив. (Д. Д. Минаев) Область рифм — моя стихия, И легко пишу стихи я, Без раздумья, без отсрочки Я бегу к строке от строчки, Даже к финским скалам бурым Обращаюсь с каламбуром. (Д. Д. Минаев) Ещё один прием звукописи анафора и эпифора . Так называют подраздел звукописи, различающий её по местоположению в стихе.

Эпифора - повторение конца стиха.

Анафора , или единоначатие, — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха , в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах , но она встречается иногда и в метрических стихах , построенных на основе метра, т. е. на периодической повторности определенной элементной группы ритмических долей : Гро зой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища. (А. Пушкин) Лексическая анафора, повторение одинаковых слов: Приутихло , приуныло море синее, Приутихли , приуныли реки быстрые, Приутихли , приуныли облака ходячие, — Благоверная царица преставлялася... (Народная историческая песня «Смерть Настасьи Романовны») Создаётся эффект грусти, плача.

Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций: Я стою у высоких дверей, Я слежу за работой твоей. (М. Светлов) Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:

Земля !.. От влаги снеговой
Она еще свежа. Она бродит сама собой И дышит, как дежа.
Земля !.. Она бежит, бежит
Своеобразный вид «разливной» лексической анафоры применил К. Симонов в стихотворении военных лет «Жди меня». Асимметрично расположенные, эти анафорические повторы «Жди!.. жди!.. жди!..» производят сильнейшее действие. На 36 строках стихотворения слово «жди» повторяется 11 раз: * * * Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. За все, за все тебя благодарю я, за тайные мучения страстей, за горечь слез, отраву поцелуя, за смерть врагов и клевету друзей» М.Ю.Лермонтов Все строчки в данном стихотворении начинаются с предлога «за». От этого стихотворение стало звучать как восклицание, как будто герой на вершине благодарности. А вот строчки, где все слова начинаются с буквы «З.» З адремали звезды золотые, З адрожало зеркало затона… (С. Есенин) Стихотворение успокаивает, кажется, что наступило утро, всё просыпается и радуется свету. Вот пример эпифоры , которая выполняет функции, аналогичные анафоре: Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали… (К. Бальмонт) Почти все слова заканчиваются на слог «ли». С этим звуковым сочетанием стих стал более ритмичен, более твёрд. Я считаю, что именного этого хотел добиться автор. Ещё один приём, который используется реже других – ономатопея . Это слова, которые имитируют собственное значение.

Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п. И хруст песка, и храп коня (А. Блок) Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь (И. Северянин) Существуют многие другие приёмы звукописи: диссонанс, стык, кольцо и др. Но шесть названных выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.

Каковы основные функции звукописи? Художественное назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии, музыкального звучания речи (У Черного моря чинара стоит молодая… - Лермонтов М. Ю.). Такое использование звукописи, если оно не наносит ущерба логической стороне речи, вполне эстетически оправдано.

Стройное повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту.

Однако художники слова обычно не довольствуются красотой звучания речи и стараются привлечь звукопись к решению более сложных стилистических задач.

Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы. На эту сторону звукописи обращал внимание В.В. Маяковский, рассказывая об особенностях художественного творчества. В статье «Как делать стихи?» он писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова». Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов.

Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения.

Звукопись может играть композиционную роль: сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ.

Например: Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка... И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка. (А. Блок) Здесь повторение звуков в - у - п в первой строке объединяет слова, связанные с образом птицы; иную звуковую окраску получает сравнение словно сон; «перекличка» согласных и гласных отличает последующие речевые отрезки, разделенные паузами: за словосочетанием вздохнули духи словно слышится вздох (эту иллюзию создает сочетание звуков д - у - х), образное выражение задремали ресницы получает особую экспрессию благодаря гармонии созвучий ре - ре, з - с - ц; наконец, в последующей строчке выразительная аллитерация на шипящие отражает шум шелковых нарядов промелькнувшей таинственной незнакомки… Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах. Как выразительное средство используются звуковые повторы в заголовках газетных и журнальных статей, художественных произведений («Роса на рассвете», «Фонтаны Федоровки»). Такое использование звукописи можно назвать привлекающим внимание. § 2 Примеры звукописи в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Роман Пушкина «Евгений Онегин» отличается богатством использования изобразительно-выразительных средств. Это и разнообразные эпитеты, метафоры, риторические вопросы, восклицания и т. д. В «Евгении Онегине» Пушкин использовал и звукопись.

Нельзя сказать, что это основное художественное средство в пушкинском произведении, но наличие различных способов создания звукописи делает художественный мир произведения более живым и ярким, позволяет гармонично представить, увидеть и услышать созданные автором поэтические образы. В первоначальном варианте, в черновиках, сестра Ольги Лариной звалась не Татьяна, а Наташа. Я новый карандаш беру, чтоб описать ее сестру… Ее сестра звалась Наташа. Мы нынче именем таким станицы нашего романа, н е устрашаясь, освятим.

Представляя Наташу, автор использовал аллитерацию на [н], [т] и [ш], на основные согласные в имени главной героини. Эта аллитерация «обрамляла» имя главной героини и готовила читателя встрече с ней.

Пушкин много раз переписывал текст. Он то убирал, то вставлял новые слова, меняя конструкцию предложений, и в результате изменил имя главной героини Позвольте мне, читатель мой. (займусь я старшею сестрой) занять вас старшею сестрой Позвольте мне, читатель мой, заняться старшею сестрой. Ее сестра звалась Татьяна… Изменилась аллитерация.

Осталась только аллитерация на звук [т]. Интересно описание Татьяны Лариной в начале и конце романа. Вот как поэт характеризирует главную героиню. Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой В начале романа Пушкин подчёркивает простоту, лёгкость и уединенность Татьяны. На усиление противопоставление образа Ольги образу Татьяны направлена анафора (повторение первого слова строчки) слова «ни» в характере Тани Лариной. На это, по моему мнению, направлены аллитерация на [л] и ассонанс на [а]. В конце романа даётся совсем «другая» Татьяна. Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей... Всё тихо, просто было в ней, Она казалась верный снимок Du comme il faut... (Шишков, прости: Не знаю, как перевести.) Пушкин строит образ на отрицании. Он перечисляет те черты, характера и поведения, которые ему самому не нравится и вычёркивает их у своей любимой героини. К ней дамы подвигались ближе; Старушки улыбались ей; Мужчины кланялися ниже, Ловили взор ее очей; Девицы проходили тише Пред ней по зале: и всех выше И нос и плечи подымал Вошедший с нею генерал. Здесь использованы две аллитерации. Одна аллитерация, подчёркивающая, что отказ от недостатков светских дам возвысил её над другими с нравственной точки зрения – это аллитерация на шипящие звуки, имитирующая почтенный шёпот.

Другая – классическая аллитерация на звук [л], приём, подчёркивающий её женственность, то, что в ней что-то осталось от прежней Татьяны, открытой, провинциальной Татьяны.

Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила, Глаза как небо голубые; Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Всё в Ольге... но любой роман Сестру Ольгу Пушкин изображает, используя повторение слов [всегда] и [как]. Это создаёт эффект, некой привычности, примитивности, монотонности и усталости от образа. Здесь так же используется «женская» аллитерация звука [л]. В романе был использован целый ряд ономатопей (употребление слов, имитирующих собственное звучание): На шубах у подъезда спят; Еще не перестали топать, Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать; Еще снаружи и внутри Везде блистают фонари… Читатель живо представляет «околотеатральную» обстановку, те звуки, которые должны остаться «за кадром» волшебного мира театра.

Пушкин использовал в романе огромное количество аллитераций для самых разных целей.

Например, в той же первой главе: Музыка уж греметь устала ; Толпа мазуркой занята; Кругом и шум и теснота; Бренчат кавалергарда шпоры Здесь повторяются звуки [р] и [ш] – «рычащие, свистящие и шипящие». Таким образом, поэт воссоздаёт шум светского бала в Петербурге, когда звучит громкая музыка, все танцуют, тесно, повсюду кавалергарды и бренчат их шпоры, но в тоже время: Л етают ножки милых дам; По их пленительным следам Летают пламенные взоры, Когда Пушкин рисует лёгкую походку дам, он полностью отказывается от резких, звонких или тяжёлых звуков, использует в данном случае ассонанс.

Многократное повторение звука [а] создаёт ощущение лёгкости, певучести, плавности движений. Так же аллитерацию звука [л], который подчёркивает не только лёгкость, но и воздушность движений.

Создавая способы танца мазурки, Пушкин прибегает к аллитерации звука «р» в первой части, показывая старый стиль, стиль громкий, дробный, когда дребезжали рамы, всё ритмично тряслось, трещало, было громко, весело, но он полностью убирает это из второй части.

Мазурка раздалась.

Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромной зале всё дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы; Теперь не то: и мы, как дамы, Скользим по лаковым доскам. В первой части строфы используется аллитерация, а во второй части ассонанс и аллитерация на мягкий звук [л]. Новый стиль более мягкий, легкий, аккуратный, ведь это не старая дробь, это современная тому времени скользящая мазурка.

Контраст старого и нового танцевальных стилей усилен благодаря использованию приёмов звукоподражания.

Пушкин также описывает вальс в своём произведении. О днообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихорь шумный; Чета мелькает за четой. Он создаёт эффект кружения, бесконечного кружения мелькание пар, шуршание бальных платьев нежная музыка. Для показа такого эффекта он использует аллитерацию на звуки [в], [ч], ассонанс на [о]. Пушкин использовал в своём произведении приём кольцо, когда начало одной строчки совпадает с концом другой. 'Я влюблена', - шептала снова Старушке с горестью она. - Сердечный друг, ты нездорова. - 'Оставь меня: я влюблена '. Здесь Пушкин использует кольцо для создания эффекта безнадёжной влюблённости главной героини. В следующем отрывке используется лексическая анафора Ее привлечь умели вновь, По крайней мере, сожаленьем, По крайней мере, звук речей Казался иногда нежней, Анафора здесь используется для создания эффекта пренебрежительного настроения светских дам по отношению к другим людям и любви, как чувству. Приёмы использования возможностей звукописи в романе А. С Пушкина «Евгений Онегин» можно продолжать. Автор смело экспериментирует в области использования выразительных средств для создания гармоничных художественных образов. Приёмы звукописи помогают поэту в этом. *** Звукопись, по моему мнению, создана для того, чтобы сильнее повлиять на читателя, заставить человека почувствовать художественное произведение и задуматься над ним. В русской литературе основные приёмы звукописи часто использовались различными поэтами и простым народом, чтобы, по выражению Александра Блока, «приводить в гармонию слова и звуки». Меня поразило многообразие приёмов звукописи, используемых в русской поэзии, и сила воздействия их на читателей и слушателей.

Внимание к звуковому оформлению поэтической речи помогает гармонично воспринять художественные поэтические образы и проникнуть в творческий мир поэта.

Примеры звукописи в русской поэзии Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом… потому, … что он… приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын гармонии, поэт… Три дела возможны для него: во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают, во-вторых, - привести эти звуки в гармонию, дать им форму, в-третьих, внести эту гармонию во внешний мир. А.Блок

Цитата Комментарии
«...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши». К. Д. Бальмонт Звукоподражание шелесту, шороху
Ворон канул на сосну, Тронул сонную струну А. Блок Повтор звука «н»
Шуршит вода по ушам, и, чирикнув, На цыпочках скачет чиж Б. Пастернак Подбор фонетически близких звуков
Ветер веет и вьется украдками Меж ветвей, над водой наклоненных, Шевеля тяжелыми складками Шелков зеленых М. Волошин Противопоставление фонетически контрастных звуков «в» и «ш»
В июле, в самый зной, в полуденную пору, Сыпучими песками, в гору, С поклажей и семьей дворян, Четверкою рыдван, Тащился (И. Крылов) Разная организация последовательностей звуков и интонационных единств
Своя рогожа чужой рожи дороже Русская народная поговорка, рифмованная Игра звуков «р», «о» и «ж»:
7. О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить! Сумароков Натуралистическое звукоподражание (кваканье лягушек)
То мелкой др обью в др уг по р още р ассыпался И. Крылов Натуралистическое звукоподражание (трель соловья)
9. Ма з у р ка р аздалась.

Бывало Когда г р емел ма з у р ки г р ом В о гр омной зале все др ожало, Па рк ет тр ещал под к аблуком, Тр яслися, др ебезжали р амы: Теперь не то, и мы , как да мы Скольз им по ла ков ым доск ам . А.С. Пушкин

Образец фонетической стилистики: сравнение старинных и современных автору балов
Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, В ветвях вздыхаю, вздохнув немею, Лелею травы, лелею нивы. К. Бальмонт Аллитерирование звуков «в» и «л»
Мы — пр отивники тускл ого, Мы при учены к ш ири — Самовара ли тульск ого Или « Ту -104» А. Вознесенский Подбор близко звучащих слов к мысли
12. ... Тр убы тр убят в Нове гр аде, ст оять ст язи в Пу т ивле... ... Нощь стон у щ и ему грозою, пти чь убуди; св и ст зв ерин въ ст а близ... ...С зарания в п ятк по то п таша по ганыя плъ кы поло вецкыя... Слово о полку Игореве Различные аллитерации
Как возьмет голо д, появится и голо с Ти ше ед ешь , даль ше буд ешь Один с с ошкой , семеро с л ожкой Русские народные поговорки, рифмованные Аллитерации
14. Бу г ристы бере г а, бла г оприятны вла г и, О, г оры с г роздьями, г де г реет ю г я г нят, О, г рады, г де тор г и, г де моз г о-кру г лы бра г и... М.В. Ломоносов аллитерация звука «г»
15. Не в а в зду в алась и ре в ела Ко т ло м клоко ча и кл убясь. А.С. Пушкин Аллитерации
Ш и пень е пен истых бока л ов И п у нш а пла м ень го л убой. А.С. Пушкин Аллитерации
17. Унылая пора ! очей очарованье ! Пр и ят н а мне т во я пр ощ а льная к ра са... А.С. Пушкин тонкая аллитерация: комбинация созвучий согласных и гласных
18. Кто к тор гу страст ному пр и ст упит? Свою любовь я пр одаю... А.С. Пушкин Аллитерации
19. Как Волги вал белоголовый Доходит целый к берегам. Н. Языков Аллитерации
20. Во л г а, Во л г а, в ес но й м ногово дной Ты не т а к з а лив ае шь пол я ... Н. Некрасов Аллитерации
В ечер. В зморье. В здохи в етра. В е л ичавый в озг л ас в о л н. Бл изко б у р я, в б е р ег б ьется Ч уждый ч а р ам ч е р ный ч елн... Ч уждый ч и ст ым ч а р ам сч а ст ья, Ч елн т омленья, ч елн тр евог Бр осил б е р ег, б ьется с б у р ей, Ищет с ветлых с нов ч е рт ог... К.Бальмонт смена аллитерирующих звуков: «в», «б», «ч», «с» и др.
22. С лодки скользнуло весло, Л асково млеет прохлада. «Милый! Мой милый!» — Светло, Сладко от беглого взгляда. Л ебедь уплыл в полумглу, Вдаль, под луною белея. Л астятся волны к веслу, Л астится к влаге лилея.

Слухом невольно ловлю Л епет зеркального лона. «Милый! Мой милый! Люблю» — Полночь глядит с небосклона. К.Бальмонт

Аллитерация звука «л»
23. Эле гантная ко ляска в эле ктриче ск ом биеньи Эласт ично шелестела по шоссе йному п ес ку. И.Северянин Аллитерации
Где, он, бронзы звон или гранита грань... В. Маяковский Аллитерация
25. Вве р ху р ычат ге р манские мото р ы: — Мы фю р е р а поко рр ные р абы, Мы п р ев р ащаем го рр ода в г рр обы, Мы — сме р ть... Тебя уже не будет ско рр о. В. Инбер Аллитерацией передан звук моторов
26. Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Пере ст у к ивали ст ы к и: на во ст о к , во ст ок, во ст о к ... П.Антокольский Аллитерацией передан стук колес
27. Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель. А.С. Пушкин Звуковой повтор
28. Одеты темные поляны Широкой белой пеленой . М.Ю. Лермонтов Звуковой повтор
29. У Черного моря чинара стоит молодая. М.Ю. Лермонтов Звуковой повтор
30. Со сталелитейного стали лететь Крики, кровью окрашенные, Стекало в стекольных , и падали те, Слезой поскользнувшись страшною. Н. Асеев Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха
31. Я запретил бы «продажу овса и сена »... Ведь это пахнет убийством отца и сына . Н. Асеев Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха
32. Он вне себя . Он внес с собой Дворовый шум и — делать нечего: На свете нет тоски такой, Которой снег бы не вылечивал. Б. Пастернак Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха
33. Забором крался конокрад , Загаром крылся виноград . Б. Пастернак Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха
34. В даль глазами лезу я... Низкие лесёнки; мне сия Силезия влезла в селезенки . В. Маяковский Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха
35. Толпа метавшихся метафор Вошла в музеи и в кафе. П. Антокольский Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха
36. Кругом тута и туя, А что такое — Туля! То ли турчанка — Тонкая талия? То ли речонка — Горная, талая? То ли свистулька? То ли козуля? Туля? А. Вознесенский Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха
37. У Гальяни иль Кольони Закажи себе в Твери С пармазаном макарони Да яишницу свари. А.С. Пушкин Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха
38. Сирень , сирень , сиренечка , Сиреневая веточка. Не подходишь — и не надо, Серенькая кепочка.

Русская народная частушка

Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха
39. ...Сени но вые, кле но вые, реш ёт чатые... ...Выпус кала со кола из пр ав ого рука ва ... ...Полети ты, мой сокол , вы соко и дал еко , И вы соко и дал еко на родиму сторону.

Русская народная песня

Вид звукописи, называемый «ассонанс» - построен на повторении преимуществено ударных гласных звуков, иногда – в похожих сочетаниях с согласными.
40. Брож у ли я вдоль у лиц ш у мных, Вхож у ль во многол ю дный храм, Сиж у ль меж ю ношей без у мных, Я преда ю сь своим мечтам. А.С. Пушкин Ассонанс, построенный на гулком «у»
41. У наших у шки на мак у шке, Ч у ть у тро осветило п у шки И леса синие верх у шки — Франц у зы т у т как т у т. Забил заряд я в п у шку т у го И д у мал: у гощ у я др у га!.. ...Вот з а трещ а ли б а р а б а ны — И отступили б а сурм а ны. Тогд а счит а ть мы ст а ли р а ны, Тов а рищей счит а ть. М.Ю. Лермонтов Ассонанс построенный на звуках «у» и «а»
42. Было: социализм — восторженное слово ! С флагом, с песней становились слева , и сама на головы спускалась слава . Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула . Вместо гор восторга горе дола . Стало: коммунизм — обычнейшее дело . В. Маяковский Диссонанс – сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность
43. Крут буржуев озверевший норов . Тьерами растерзанные, воя и стеная , тени прадедов — парижских коммунаров — и сейчас вопят парижскою стеною . В. Маяковский Диссонанс – сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность
44. Заберусь на рассвете на серебряный кедр Любоваться оттуда на маневры эскадр . Солнце, утро и море! Как я веселободр , Точно воздух — бездумен, точно мумия — мудр . Кто прославлен орлами — ах, тому не до выдр . И. Северянин Диссонанс – сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность
45. И лошади усталый пар И пот из грязных пор — Он облекал, под град фанфар, То в пурпур, то в фарфор. С. Кирсанов Диссонанс – сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность
46. Вы, щенки! За мной ступайте! Будет вам по калачу, Да смотрите ж, не болтайте, А не то поколочу. А.С. Пушкин Каламбурная рифма – сложный вид звукописи, построенный на использовании омонимических слов или словосочетаний
47. Область рифм — моя стихия, И легко пишу стихи я, Без раздумья, без отсрочки Я бегу к строке от строчки, Даже к финским скалам бурым Обращаюсь с каламбуром. Д. Минаев Каламбурная рифма – сложный вид звукописи, построенный на использовании омонимических слов или словосочетаний
48. Он двадцать лет был нерадив, Единой строчки не родив. Д.Минаев Каламбурная рифма – сложный вид звукописи, построенный на использовании омонимических слов или словосочетаний
49. Милкой мне в подарок бурка и носки подарены. Мчит Юденич с Петербурга, как наскипидаренный. В. Маяковский Каламбурная рифма – сложный вид звукописи, построенный на использовании омонимических слов или словосочетаний
50. Он скажет слово «за» И кается ... Он постоянно За-икается! Эм.

Кроткий

Каламбурная рифма – сложный вид звукописи, построенный на использовании омонимических слов или словосочетаний
51. Мне ничего на земле не надо, - Ни громов Гомера, ни Дантова дива. А.А. Ахматова Аллитерация, в которой на фоне повторения звука «н» в первой строке, происходит фонетическое противопоставление «громких» звуков («г», «р», «о», «м») и непохожих на них «мягких» звуков («д», «и», «в», «а»)
52. Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю Слугу, несущего мне утром чашку чаю, Вопросами: тепло ль? утихла ли метель? Пороша есть иль нет? и можно ли постель Покинуть для седла, иль лучше до обеда Возиться с старыми журналами соседа? А.С. Пушкин Пример «незаметной» звукописи. [ Здесь повторение звуков в словах «делать», «деревне» не получает эстетической функции; сгущение шипящих, встретившихся в словах «встречаю», «несущего», «чашку чаю», не играет изобразительной роли; употребление значительного количества слов со звуком «л» также не связано с особой целью.

Стилистически значима лишь перечислительная интонация, отражающая скучное нанизывание житейских прозаических вопросов, прерываемая неожиданными паузами на месте переносов. Эти паузы реалистически передают бытовую речь. За ними, как заметили исследователи, можно почувствовать зевоту («я встречаю… слугу», «можно ли постель… покинуть»). ]

А на дворе поднялся ветер и завыл зловещим завываньем, тяжело и злобно, ударяясь в звенящие стекла. И.С. Тургенев Пример звукописи в прозе (сцена отъезда Рудина)
По сведениям синоптиков, на следующие сутки в Самаре и области ожидается слабый снег Сводка погоды Пример случайной звукописи. Такая звукопись не замечается людьми
Бузина цельный сад залила! Бузина зелена, зелена! Зеленее, чем плесень на чане.

Зелена - значит, лето в начале! Синева - до скончания дней! Бузина моих глаз зеленей! М.И. Цветаева

Полифоническая звукопись: повторяются и гласные «а», «е», и согласные «л», «н», «з», «ч»; многоголосая «перекличка» звуков словно отражает буйное торжество красок.
Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят – бегут и будят сонный брег, бегут и блещут, и гласят… Тютчев Аллитерация на «б»
Гой ты, Русь моя родная, Хаты - в ризах образа… Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. С.А. Есенин Пример аллитерации, в которой используются психологически «одинаковые звуки»: «д» и «т», «с» и «з»
Пора, пора, рога трубят… А.С. Пушкин Ассонанс
Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо.

Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. А.С. Пушкин

Частое повторение звуков «а» и «о», однако они не составляют ассонанса, так как большинство из них попадает на безударные слоги
Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела Б. Пастернак Сложный случай звукописи [ ассонанс на «е», и аллитерации на «м», «л», «с», «в»; в первых двух строках повторяются губные; в звуковой «перекличке» участвуют сочетания согласных «мл», «вс» и «св» ]
Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона… С. Есенин Особый прием звукописи – анафора: все слова начинаются на одну букву
Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики. М. Цветаева Раздельная анафора, когда два звука, перемежаясь, стоят в начале слов
Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали… К. Бальмонт Эпифора – повторение одинаковых звуков в конце слов
Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным. С. Есенин Раздельная эпифора – похожие звуковые сочетания перемежаются парами в конце слов
Май жестокий с белыми ночами! Вечный стук в ворота: выходи! Голубая дымка за плечами, неизвестность, гибель впереди! А. Блок Соединение эпифоры и анафоры
Сонные сонмы сомнамбул весны Сонно манят в осиянные сны. Четко ночами рокочут ручьи.

Звучные речи ручья горячи.

Плачут сирени под лунный рефрен. Очи хохочут песчаных серен.

Лунные плены былинной волны.

Сонные сонмы весенней луны. И.Северянин

По мнению критиков – неудачное использование звукописи [ Увлечение звуковой стороной речи в таких случаях наносит ущерб содержанию: слова «притягиваются» по звучанию вопреки их смыслу ]
Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит… И вдруг прыжок, и вдруг летит… Летит как пух из уст Эола… А.С.Пушкин Прием звукописи – исключение из текста определенных звуков [ в русском языке согласный «р» воспринимается как резкий, грубый звук; поэтому Пушкин тщательно избегает его при описании танца, за исключением описания резкого прыжка в предпоследней строчке, где использование «р» фонетически оправдано ]
Слышат шорох ночных теней: В час полуночных видений, В дыме облака, толпой, Прах оставя гробовой С поздним месяца восходом, Легким, светлым хороводом В цепь послушную свились… В.А. Жуковский Аллитерации на одних звуках, исключение – других [ в сцене появления призраков явно преобладают глухие, шипящие, свистящие звуки; встречаются только три слова с раскатистым «р». Поэт смог избежать и употребления слов с резким звуком «ж», лишь один раз в отрывке звучит звонкий взрывной «г» ]
В час полуночных явлений я не стану в виде тени то внезапно, то тишком с воплем в твой являться дом. К.Н. Батюшков К.Н. Батюшков в стихотворении «Приведение» избежал употребления слов с наиболее резкими звонкими согласными («р», «ж», «г», «б»)
Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан, и ее золотистые косы, и холщовый ее сарафан. С. Есенин Прием звукописи – благозвучие. Он не связан с употреблением, повторением определенных звуков.

Напротив, все звуки, и гласные и согласные, настолько ровно и гармонично распределены в тексте, что речь как бы «льется».

Видели ли вы, как бежит по степям, в туманах озерных кроясь, железной ноздрей храпя, на лапах чугунных поезд? С. Есенин Прием звукописи – неблагозвучие.

Неблагозвучие поэтической речи нередко подчеркивает сложность и драматизм описываемых явлений, отсутствие в них гармонии, красоты.

Например, у С. Есенина затрудненные артикуляции слов, приглушенное звучание стиха, отсутствие песенных интонаций отличают строки, в которых рисуется враждебный лирическому герою образ «железного гостя»

Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая… А.С. Пушкин Неблагозвучие. В этом отрывке неблагозвучие выполняет художественную функцию – подчеркивает трудность преодоления дороги, препятствий
Быть может, за стеной Кавказа укроюсь от твоих пашей, от их всевидящего глаза, от их всеслышащих ушей М.Ю. Лермонтов Неблагозвучие.

Употребление причастий, скопление шипящих (отнюдь не в целях звукоподражания) подчеркивает отрицательное отношение поэта к названным явлениям российской действительности

Ощущение это прошло, прошуршавши по саду ужами… Несказаемо хорошо! А задуматься - было ужасно А. Вознесенский Неблагозвучие, сознательное обыгрывание «некрасивых» звуков, выражающих отрицательные эмоции
Халтюпкина Л.Н. Толстой Часто приемами звукописи, особенно неблагозвучием пользуются для создания фамилий отрицательных персонажей Неблагозвучное сочетание «хал» в русском языке означает, как правило, что-то грубое, ненадежное, неприятное, ничтожное – халупа, халабуда, халатность, халтура. (или: Тимерзяев – крупный ученый, но большой мерзавец. Не помню откуда – прим. Д.Б.)
Капель до половины дня, Потом, морозом землю скомкав, Гремит плавучих льдин резня И поножовщина обломков. И ни души. Один лишь хрип, Тоскливый лязг и стук ножовый, И стакивающихся глыб Скрежещущие пережевы Б. Пастернак Звукопись, построенная на звукоподражании и неблагозвучных сочетаниях свистящих и шипящих фонем
Терпенью машины бывает предел, и время его истекло. Но тот, который во мне сидел, вдруг ткнулся лицом в стекло. В. Высоцкий Неблагозвучные сочетания описывают смерть пилота
Со всех лягушки ног в испуге пометались, кто как успел, кто куда мог И.А. Крылов Прием звукописи: отклонение от средней длины слова (применение или слишком коротких, или слишком длинных слов). Здесь – короткие слова, иллюстрирующие быстрые, короткие, хаотичные действия. В.А. Жуковский писал: «В последнем стихе красота состоит в искусном соединении односложных слов, которые своею гармониею представляют скачки и прыганье»
Но в железной броне он сидит на коне; Наточил он свой меч боевой; И покрыт он щитом; и топор за седлом Укреплен двадцатифунтовой. В.А. Жуковский Прием звукописи: отклонение от средней длины слова (применение или слишком коротких, или слишком длинных слов).Жуковский, стремясь передать впечатление тяжести, подчеркивая мрачный колорит всей строфы, употребил длинное многосложное слово
Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа А.С. Пушкин Прием звукописи: отклонение от средней длины слова (применение или слишком коротких, или слишком длинных слов). «Александрийского» - «длинное» определение подкрепляет образность речи не только в звуковом, но и в графическом выражении мысли.
Гремучую в двадцать жал змею двухметроворостую В.В. Маяковский Прием звукописи: отклонение от средней длины слова (применение или слишком коротких, или слишком длинных слов). «двухметроворостую» - «длинное» определение подкрепляет образность речи не только в звуковом, но и в графическом выражении мысли.
Целую вас через сотни разъединяющих верст. М.И. Цветаева Прием звукописи: отклонение от средней длины слова (применение или слишком коротких, или слишком длинных слов). Многосложное причастие помогает представить огромное расстояние, разделяющее двух близких людей
Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид. А.С. Пушкин Прием звукописи: отклонение от средней длины слова (применение или слишком коротких, или слишком длинных слов). Скопление коротких слов в третьей строке передает неожиданное резкое движение (удар), а два длинных слова, заключающих описание, - медлительность инвалида, завозившегося у шлагбаума.
- Смотри, как дышит эта ночь.

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо… - Чо? - Смотри, как вкрадчивый туман прижался к молодой воде… - Где? - Он полностью поклялся ей Он взял в свидетели луну!.. - Ну?! - Они сейчас уйдут в песок, туда, где не видать ни зги... -Гы!.. Р. Рождественский (?)

Прием звукописи: отклонение от средней длины слова (применение или слишком коротких, или слишком длинных слов). Односложные реплики символизируют грубость, непонимание красоты.
Швед, русский - колет, рубит, режет. Бой барабанный, крики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон. И смерть и ад со всех сторон А.С. Пушкин Эмоциональная выразительность этих строк достигается благодаря аллитерациям на «р», «к», «б», «с», подбору коротких, резких слов.

Динамику боя передает множество глаголов, отсутствие союзов, сменяющееся в конце избыточностью союзов.

Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле, проглянет день, как будто поневоле. И скроется за край окружных гор… М.Ю. Лермонтов (?) Благозвучие.

Стройное повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту.

…В лесу - каждый замшелый пень и каждый рыжий муравей-разбойник, который тащит, как похищенную прелестную принцессу, маленькую мошку с прозрачными зелеными крылышками, - все это может обернуться сказкой.

Паустовский

В прозе звукопись может быть средством создания особых музыкальных интонаций
Партер и кресла, все кипит В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит А.С. Пушкин Звуковые повторы в первых двух строках передают нарастающий шум в театре перед началом представления, в последней строке аллитерации на длительные согласные, среди которых особенно выразительны свистящие и шипящие, создают звуковое подобие шума поднимающегося занавеса
тихострунное треньканье балалайки Г (?) Ономатопеи – слова, звуками имитирующие собственное значение, часто употребляются в звукописи (шуршать, шипеть, охать, чирикать, цокать, тикать, бренчать, ахать, хихикать, каркать, мяукать, дребезжать, скрипеть).
Зенькал звоночек, тарабарил с деревьями гром А. Блок (А. Б.) (?) Ономатопеи – слова, звуками имитирующие собственное значение, часто употребляются в звукописи
Вот дождик вкрадчиво прокрапал А. Твардовский Ономатопеи – слова, звуками имитирующие собственное значение, часто употребляются в звукописи. Часто вместе с ономатопеями поэты используют аллитерации в соседних словах.
От топота копыт пыль по полю летит Поговорка Ономатопеи – слова, звуками имитирующие собственное значение, часто употребляются в звукописи. Часто вместе с ономатопеями поэты используют аллитерации в соседних словах: главное звукоподражательное слово «топот», его фонетическая выразительность усиливается аллитерациями на «т» - «н».
А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден А.С. Пушкин «Б-рр» - говорит человек, стряхивая с себя оцепенение
Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом А.С. Пушкин Умиротворяющие «о» и «а» завершаются мерным свистом «с»
Бренчат кавалергарда шпоры А.С. Пушкин Бравурно?
И хруст песка, и храп коня А. Блок Ономатопеи – слова, звуками имитирующие собственное значение, часто употребляются в звукописи
Ему отвечает лишь хруст хвороста да бульканье по болоту А. Блок (А. Б.) (?) Ономатопеи – слова, звуками имитирующие собственное значение, часто употребляются в звукописи
Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь И. Северянин Ономатопеи – слова, звуками имитирующие собственное значение, часто употребляются в звукописи
Не задушена вашими тушами душа М. Цветаева Аллитерация
Чу!.. полночный час звучит. … «Ночь давно ли наступила? Полночь только что пробила.

Слышишь? Колокол гудит.» - «Ветер стихнул; бор молчит…» В.А. Жуковский

В русском языке для воспроизведения шума, шороха обычно используются слова с шипящими и свистящими звуками
А вожак в рубашке из металла погружался медленно на дно, и заря над ним образовала золотого зарева пятно. Н.А. Заболоцкий Аллитерации на «ж» - «з» усиливают художественные образы холодной зари и погибающего журавля
И путь по нем широкий шел: И конь скакал, и влекся вол, И своего верблюда вел степной купец... А.С. Пушкин В словосочетании «конь скакал» выразительно повторение мгновенных глухих согласных «к» и звукосочетаний «ко» - «ка» - «ка», словно имитирующих стук конских копыт. В словосочетаниях «влекся вол» преобладают уже другие по качеству звуки: длительные согласные «в», «л», гласный «о». Их повторение помогает представить замедленное движение вола.

Следующая часть фразы – «и своего верблюда вел степной купец» - длиннее каждого из предыдущих простых предложений вдвое (что отражается и графически). В этих словах однообразно повторяются длительный согласный «в» и звукосочетания «во» – «ве» – «во». Такая фонетическая организация речи усиливает выразительность слов, рисующих неторопливое движение верблюда.

Так бей же по жилам, кидайся в края, бездонная молодость, ярость моя! Э. Багрицкий Использование звукообразных слов [одни из них произносятся энергично (бой, крик, рвать, резко, грубо), другие - мягко, нежно (льнуть, таять, нега, лебедь, дева, милый), третьи напоминают шепот (чу, слышишь, молча, тише). На эти слова часто опирается звукопись]. Здесь – динамические слова
Руки милой - пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. Все на этом свете из людей песнь любви поют и повторяют. С. Есенин Использование звукообразных слов [одни из них произносятся энергично (бой, крик, рвать, резко, грубо), другие - мягко, нежно (льнуть, таять, нега, лебедь, дева, милый), третьи напоминают шепот (чу, слышишь, молча, тише). На эти слова часто опирается звукопись]. Здесь – нежные слова
Волна на волну набегала, волна погоняла волну... М.Ю. Лермонтов. Ритм прибоя. Звуки «на», «ну»
Там рыдала княжна Евдокия, воздух силясь губами поймать А. Ахматова Частое повторение губных звуков приводит к тому, что при чтении этих слов все время сближаются и размыкаются губы: произносящий эту фразу сам как бы «ловит губами воздух» Это называется кинестетическая инструментовка стиха.
Снежный ветер, твое дыханье, Опьяненные губы мои... Валентина, звезда, мечтанье! Как поют твои соловьи... Страшный мир! Он для сердца тесен! В нем - твоих поцелуев бред... А. Блок Сгущение существительных в первых трех строчках порождает особую напряженность интонации, а отсутствие в них глагольных форм - незавершенность, которая создает впечатление задыхающейся, взволнованной речи. В сочетании с этими стилистическими приемами инструментовка на согласные, в образовании которых участвуют губы, получает символическое значение: в самой артикуляции звуков угадывается образ поцелуя; он «прозвучал» еще до того, как поэт о нем скажет в следующей строфе: «Страшный мир! Он для сердца тесен! В нем - твоих поцелуев бред...»
Князь Иван - колосс по брюху, руки - род пуховика, пьедесталом служит уху ожиревшая щека... Н.А. Некрасов Использование необычных для поэзии слов заставляет внимание останавливаться на них.
Каким наитием, какими истинами, о чем шумите вы, разливы лиственные? М. Цветаева Звуковые повторы в поэтической речи подчеркивают ее эмоциональность, придавая большую «выпуклость» сходным фонетическим словам Ассонанс со звуком «и».
И шальной, шевелюру ероша, в замешательстве смысл темня, ошарашит тебя нехорошей, глупой сказкой своей про меня. Б. Пастернак Звуковые повторы в поэтической речи подчеркивают ее эмоциональность, придавая большую «выпуклость» сходным фонетическим словам Аллитерация на звук «ш».
Милая, ты ли? та ли? Эти уста не устали… С. Есенин Использование естественной эмоциональной речи. В таких случаях, словно чувство побеждает логику, подбор слов не всегда имеет четкую смысловую мотивировку. И в этом тоже отражается своеобразный художественный прием - передать смятение, восторг «неясным трепетом речей»
Уже вставало солнце.

Лавиния спала, и недоумение на ее осунувшемся лице говорило, что сон захватил ее внезапно. За окнами кудрявилась сирень.

Кричал петух протяжно и легко. До Петербурга было далеко - до прошлого рукой подать, да лень… Мятлев вышел из комнаты. Б. Окуджава

Намеренная ритмитизация речи и обыгрывание рифмы в отдельных отрывках повествовательного текста
Мы, каторжане города-лепрозория, где золото и грязь изъявили проказу, - мы чище венецианского лазорья, морями и солнцами омытого сразу! В. Маяковский В статье «Как делать стихи?» Маяковский писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова». Например, в поэме «Облако в штанах» он с помощью аллитераций выделяет малознакомое слово «лепрозорий»
Вся жизнь, ненужно изжитая, пытала, унижала, жгла; а там, как призрак возрастая, день обозначил купола А. Блок Звукопись в поэзии может усиливать логические акценты в речи: фонетически подчеркнутые слова получают в тексте особый вес
Здравствуй! Не стрела, не камень я! – Живейшая из жен: жизнь.

Обеими руками в твой невыспавшийся сон… М. Цветаева

Звукопись в поэзии может усиливать логические акценты в речи: фонетически подчеркнутые слова получают в тексте особый вес
Их разговор благоразумный о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне… А.С. Пушкин Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов
Несказанное, синее, нежное… С. Есенин Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения
И не слишком ли строг тот, в монистах, в монетах, в туманах М. Цветаева Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения
Недремлющий брегет А.С. Пушкин «др» - дребезжащий, звонящий, как будильник, бодрый - недремлющий
Ей рано нравились романы А.С. Пушкин Благозвучная строка, содержащая три «р» - самый неблагозвучный звук русского языка
Почтил он прах патриархальный А.С. Пушкин Созвучие как бы сближает слова, делает их одним целым в восприятии, хотя в предложении – нетипичный порядок слов (привычнее сказать «он почтил патриархальный прах»)
Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят А.С. Пушкин Бодро?
Ты рванулась движеньем испуганной птицы, ты прошла словно сон мой легка… И вздохнули духи, задремали ресницы, зашептались тревожно шелка А. Блок Здесь повторение звуков «в», «у», «п» в первой строке объединяет слова, связанные с образом птицы. Иную звуковую окраску получает сравнение «словно сон». «Перекличка» согласных и гласных отличает последующие речевые отрезки, разделенные паузами: за словосочетанием «вздохнули духи»: словно слышится вздох (эту иллюзию создает сочетание звуков «д» «у» «х»), образное выражение «задремали ресницы» получает особую экспрессию благодаря гармонии созвучий «ре», «ре», «з» «с» «ц». Наконец, в последующей строчке выразительная аллитерация на шипящие отражает шум шелковых нарядов промелькнувшей таинственной незнакомки…
На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья шумят, облитые тенью. И.С. Тургенев Для звукописи первой части этого отрывка характерно повторение гласных «е», «о». Описание ветра оттеняет анафора согласного «в» и повторение созвучий «ок», «ка», «га», «ко». Неясный шепот ночи доносят аллитерации на свистящие и шипящие. В словосочетании «деревья, облитые тенью», объединительную функцию выполняют созвучия «де», «ит», «те».
Играй, Адель, не знай печали Хариты, Лель тебя венчали и колыбель твою качали. А.С. Пушкин Звукообраз – это подбор лексики, заданный звуковым обликом главного по смыслу слова.

Главное слово – «Адель».

Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. С. Есенин Возникновение звукообраза объясняют психологически: в процессе творчества поэта переполняют те или иные созвучия, связанные с главными образами. Это побуждает его подбирать слова близкого звучания по-своему закрепляющие и усиливающие основной звуковой комплекс.
Любви печальную тревогу я слишком, может быть, узнал Любви печальную тревогу я слишком долго испытал Любви безумную тревогу я слишком сильно испытал Любви безумную тревогу я безотрадно испытал А.С. Пушкин Эволюция текста от черновиков к печатному варианту показывает поиск Пушкиным наиболее точного с точки зрения звукописи слова Найденное поэтом слово «безотрадно» не только наиболее оправданно по смыслу, но и очень выразительно фонетически: в нем повторились основные созвучия предыдущей строки.
Я новый карандаш беру, чтоб описать ее сестру… Ее сестра звалась Наташа. Мы нынче именем таким станицы нашего романа, не устрашаясь, освятим.

Позвольте мне, читатель мой. (займусь я старшею сестрой) занять вас старшею сестрой Позвольте мне, читатель мой, заняться старшею сестрой. Ее сестра звалась Татьяна… А.С. Пушкин

Эволюция текста от черновиков к печатному варианту показывает поиск Пушкиным наиболее точных с точки зрения звукописи слов.

Первоначально героиня «Евгения Онегина» звалась не Татьяной, а Наташей.

Сравнивая звукопись этих вариантов, мы видим в обоих случаях звуковую подготовку имени: в первоначальном варианте повторяются согласные: «н», «т», «ш», в окончательном последовательно проведена аллитерация только на «т».

Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени угасшего дня. Я на башню всходил И дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня». К.Бальмонт Прем звукописи, который называется «эпанострофа», или «стык», когда повторяются слова и фразы конечных и начальных стихотворных строк.
За все, за все тебя благодарю я, за тайные мучения страстей, за горечь слез, отраву поцелуя, за смерть врагов и клевету друзей» М.Ю.Лермонтов Анафора, или единоначатие – это стилистический прием, когда повторяются начальные части двух и более строк
Девичий стан, шелками схваченный В туманном движется окне. А.Блок Ассонанс
Прощающейся конницы поцелуи цокали... В.Маяковский Аллитерация, имитирующая шарканье и цоканье
На версты и версты шелестяшая осока, НеЗабудки, кувшинки, кувшинки, камыши.

Болото раскинулось властно и широко, Шепчутся Стебли в изумрудной тиши. К.Бальмонт

Аллитерация, построенная на шипящих звуках
Голуби ворковали покорно В терему под узорчатой дверью. А.Блок Так звуками Блок воспроизводит воркование голубей
Пред тобою живая ладья, Словно белая лебедь, плыла. А.Блок Благозвучие, построенное на повторении звука «л»
Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче. А.Блок Благозвучие, построенное на повторении звука «л»
Иди, иди, мой рыцарь дольний, Куда ведет тебя весна, Где безначальней, безглагольней, Твой путь - певучая струна. А.Блок Лейтмотивная (смысловая) звукопись - многократное повторение звуков логически выделяемого слова в ряде соседних слов; иногда это повторение звуков ключевого слова, в котором таких звуков нет, но смысл его вызывает стойкие звуковые ассоциации и подчеркивается в содержании стихотворения: Здесь ключевыми словами - и образом - будет словосочетание 'певучая струна', в сознании читателя ассоциирующаяся с повторяющимися звуками «ль»
По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. А.Блок Повторяющийся звук «р» «работает» на ключевое слово отрывка «окрик», несущее значение дисгармонии и безобразия
Равнодушные лица толпы, Любопытных соседей набег... И кругом протоптали тропы, Осквернив целомудренный снег. А.Блок Повторяются звуки «п» и «т», присутствующие в слове 'протоптали', ставшем для Блока выражением равнодушия, тупости, душевной пустоты.
Библиография Примечания: 1. В данном разделе я даю прямые Интернет - ссылки на информацию, указанную в докладе. 2. «Стихия» — сайт классической русской и советской поэзии, оттуда взяты почти все стихи, приведённые в тексте реферата. 1) Стихия www.litera.ru/stixiya/ 2) Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская . — М.: Сов.

оценить коммерческую недвижимость в Белгороде
оценка склада в Москве
оценка станка в Калуге

НАШИ КОНТАКТЫ

Адрес

вся территория РФ

НОМЕР ТЕЛЕФОНА

8-800-414-79-04

График

08:00-18:00 пн,вт,ср,чт,пт,сб,вс.

Email

zakaz@​​​hot-diplom.ru

ДОСТУПНО 24 ЧАСА В ДЕНЬ!
Thank you! Your message has been sent.
Unable to send your message. Please fix errors then try again.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ