Категории

Биология

Охрана природы, Экология, Природопользование

Технология

Психология, Общение, Человек

Математика

Литература, Лингвистика

Менеджмент (Теория управления и организации)

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Химия

Философия

Педагогика

Финансовое право

История государства и права зарубежных стран

География, Экономическая география

Физика

Искусство, Культура, Литература

Компьютерные сети

Материаловедение

Авиация

Программирование, Базы данных

Бухгалтерский учет

История

Уголовное право

Экскурсии и туризм

Маркетинг, товароведение, реклама

Социология

Религия

Культурология

Экологическое право

Физкультура и Спорт, Здоровье

Теория государства и права

История отечественного государства и права

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Нероссийское законодательство

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Политология, Политистория

Биржевое дело

Радиоэлектроника

Медицина

Пищевые продукты

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Транспорт

Жилищное право

Гражданское право

Гражданское процессуальное право

Законодательство и право

Прокурорский надзор

Геология

Административное право

Историческая личность

Банковское дело и кредитование

Архитектура

Искусство

Конституционное (государственное) право России

Экономико-математическое моделирование

Право

Компьютеры и периферийные устройства

Астрономия

Программное обеспечение

Разное

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Налоговое право

Техника

Компьютеры, Программирование

История экономических учений

Здоровье

Российское предпринимательское право

Физкультура и Спорт

Музыка

Правоохранительные органы

Экономика и Финансы

Международное право

Военная кафедра

Охрана правопорядка

Сельское хозяйство

Космонавтика

Юридическая психология

Ценные бумаги

Теория систем управления

Криминалистика и криминология




Рефераты на заказ в Ростове-на-Дону

Заказать контрольную работу в Москве

Система магистратов в респубике Риме

Римское государство, представшее последовательно царством, республикой и империей, просуществовало 12 веков. В истории Римского государства различают три основных периода.

Первый – древнейший, царский – от основани я Рима его первым царём Ромулом до изгнани я последнего цар я Тарувини я по прозвищу Гордый в 509г. до н.э.; второй период – республиканский – охватывает примерно п я тивековую историю ( 509 – 27 г.г. до н.э.) и третий – имперский – распадаетс я на два периода: период принципиата, когда принцепс (первый в списке сенаторов) становитс я самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики – главного жреца (понтифика), главнокомандующего армией, трибуна и др., и период домината (господин), который знаменует дальнейшую эволюцию властной и территориальной структуры империи.

Принципиат формируетс я с 27г. до н.э. и 284г. н.э.; доминат охватывает период с 284г. по 476г. В царский период власть осуществл я ли три учреждени я : царь, сенат и народное собрание. Царь командовал войсками, осуществл я л руководство повседневным управлением в общине и считалс я посредником между богами и римским народом. Таким образом, в его де я тельности присутствовали элементы духовной и светской власти.

Однако самой важной здесь была власть военного командовани я и власть с правом применени я принуждени я . Будучи посредником между богом и своим народом, царь был облечён специальными функци я ми жреца. В древнейший период цар я избирали, поэтому на врем я вакантного состо я ни я царской власти верховное управление переходило к сенату. На период междуцарствовани я из числа сенаторов выбирали 10 человек (интеррегес), которые поочерёдно в течение п я ти дней каждый осуществл я ли верховную власть в стране. Царь избиралс я уполномоченным народным собранием и после обр я да инаугурации получал полный царский империум, т.е. высшие властные полномочи я в Римской общине.

Республиканский период В период республиканской истории основными учреждени я ми власти стали магистраты, сенат и народное собрание, а остальными сослови я ми – патриции и плебеи, к которым в последствии прибавилось сословие всадников. Такое устройство и распределение власти следует отнести к разр я ду аристократических, поскольку многие важные должности в республике оказались выборными и осуществл я емыми без вознаграждени я , и все должности такого рода были зан я ты на прот я жении длительного времени представител я ми нескольких патрицианских родов. Так, например, 200 консулов, сменившихс я за столетие, с 233 по 133гг. до н.э. принадлежали к 58 семь я м, при этом 63 консула были членами всего лишь п я ти семей. К началу 3в. богата я плебейска я верхушка объединилась с патрицианской аристократией в одну коалицию, названную нобилитетом (собранием благородных). Римска я республика управл я лась трем я органами власти: сенатом, магистратурой, народным собранием. Сенат.

Ведуща я роль принадлежала сенату, который я вл я лс я оплотом знати. Сенат был выборным органом – его члены назначались сперва консулами, а после – цензорами. В сенат зачисл я лись те, кто в прошлом занимал высшую государственную должность (консула, претора, цензора). Не могли быть сенаторами вольноотпущенники и их сыновь я , а также лица, занимавшиес я недостойными римского гражданина зан я ти я ми, например, мелкой торговлей. Закон Овини я 312г. до н.э. предписывал выбирать сенаторов из р я да лучших людей. По существу, списки сенаторов, составл я емые каждые п я ть лет, не отличались один от другого. Это была пожизненна я самозаполн я юща я с я коллеги я . Первоначально состав сената был чисто патрицианским. Позже плебеи также получили доступ в сенат. До Суллы (82-79гг.до н.э.) сенат состо я л из трёхсот человек. Сулла увеличил его состав до шестисот человек, а Цезарь – до дев я тисот.

Процедура работы сената была такова.

Обычно сенат созывалс я консулом (или диктатором), который и председательствовал в нём.

Претор также мог созывать сенат, но лишь по делам меньшего значени я . В заседании сената могли участвовать и магистраты, которые в данный момент находились при должности. Они могли и выступать, но не голосовать.

Заседани я сената, по общему правилу, были публичными, но могли протекать и при закрытых двер я х.

Магистрат, созвавший сенат, излагал существо дела, по поводу которого обратитс я к сенату. Затем начиналось обсуждение.

Председательствующий приглашал сенаторов (по списку) высказатьс я . Голосование было или поимённым или путём расхождени я , расступанием в разные стороны – «Голосованием ногами». Решени я сената получали своё название по имени консула, председательствовавшего в собрании сената.

Обычно постановлени я сената излагались письменно. Эти постановлени я заносились в специальную книгу и передавались в храм Цереры, где их хранили плебейские эдилы.

Позднее постановлени я стали отдавать в архивы государственного казначейства при храме Сатурна.

Магистраты и эдикты.

Магистратами в Риме называли различные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшие определённый круг де я тельности: командование войсками, управление провинцией, отправление правосуди я и т.д. Эти лица, как правило, обращались к народу на сходках с указом, в котором они знакомили с программой своей де я тельности или помещали распор я жени я , касающиес я отдельных лиц или случаев. Указы эти сообщались сначала в устной форме и назывались эдиктами (от «объ я вление, распор я жение»), а потом их стали писать на белой доске (альбум) чёрными буквами с заглавными буквами красного цвета. Доску выставл я ли на видном месте, в Риме – на площади (форуме), чтобы с эдиктом можно было ознакомитьс я более внимательно.

Эдикты магистратов обладали двум я важными атрибутами властного характера – юрисдикцией и империумом. Под юрисдикцией в данном случае разумелось личное отправление правосуди я магистратом в силу закона или через посредство судьи, который уполномочивалс я на это магистратом.

Империум означал полноту высшей власти, предоставл я емой магистрату дл я проведени я определённого рода меропри я тий, направленных на обеспечение общего блага. В силу такой полноты власти консул осуществл я л одновременно и военную власть и юрисдикцию. Все должности были срочными (один год), коллегиальными и безвозмездными.

Теоретически должностные лица считались ответственными перед народным собранием. Но привлечение к ответственности могло наступить только по истечении срока полномочий магистрата.

Принцип коллегиальности отнюдь не означал, что магистраты принимали решени я по большинству голосов, а заключалс я в праве каждого коллеги распор я жатьс я своим голосом самосто я тельно. Любой магистрат мог вмешатьс я в действи я своего коллеги и отменить то или иное распор я жение последнего. Самым важным различием между обладател я ми магистратской власти я вл я лось обладание или необладание властью в её разновидности, именуемой империумом.

Обладание такой властью включало осуществление гаданий (ауспиций) и контроль за другими аналогичными обр я дами, которые имели большое социально-психологическое и политическое значание.

Полномочи я , обозначавшиес я именем империум, включали в себ я : · верховное командование войском и право набора такового, право назначени я офицерского состава, право заключени я перемири я с противником; · право созвать сенат и народное собрание и председательствовать в них; · высшую юрисдикцию (гражданскую и военную); · право издавать распор я жени я и понуждать к их исполнению.

Империум принадлежал по праву консулам, преторам и диктаторам.

Внешним атрибутом империума были фасции – розги, перев я занные ремн я ми, из которых торчит лезвие секиры. Их несли ликторы – телохранители магистрата. Розги и секира символизировали право на принуждение и на казнь ослушников.

Вначале фасции и телохранители входили в атрибуты царской власти нар я ду с пурпурным плащом, золотой диадемой, скипетром с орлом и креслом их слоновой кости (курульное кресло). Затем телохранители – ликторы стали сопровождать консулов и преторов.

Существовали следующие принципы подбора, утверждени я должностных лиц республики и контрол я за их де я тельностью. Все должности избирались на народном собрании, центуриатном или трибутном в зависимости от полномочий по заполнению должностей, признаваемом за этими собрани я ми.

Практически все магистраты избирались в должности сроком на один год, и только цензоры избирались сроком на п я ть лет. Срок полномочий консулов мог продлеватьс я во врем я военных действий, когда им вручалась вс я полнота власти. С увеличением территорий, подвластных Римской общине, полномочи я некоторых носителей должностной власти стали продлеватьс я в видоизменённой форме.

Например, консулы и преторы после окончани я своих должностных полномочий в городе Риме получали затем назначение в провинцию с полномочи я ми проконсула или пропретора. Кажда я магистратска я должность в республике замещалась не одним, а двум я или несколькими должностными лицами в обеспечение коллегиальности в отправлении властных должностей. Причём каждый из коллег имел право своеобразного вето (запрета) на действи я своих коллег по должности. И это право на вмешательство получило название права интерцессии. Все должности выстраивались в особой иерархической соотнесённости и соподчинённости. Это означало, что все нижесто я щие чиновники были об я заны подчин я тьс я вышесто я щим, а вышесто я щие имели право интерцессии на решени я нижесто я щих.

Только цензор мог в своих действи я х быть приостановлен решением другого цензора. Все магистраты исполн я ли свои функции безвозмездно, т.е. без материального вознаграждени я , что делало эти должности недоступными дл я малоимущих. И «уволить» их с должности до истечени я срока полномочий не мог никто, даже избравший их народ. Зан я тие должности в республике было большой честью, оказанной народом данному носителю должностной власти (она была ещё и «учительной» властью, недаром название её происходит от слова «магистер» - учитель). Чиновник мог получить компенсацию произведённых им затрат в том случае, если ему пришлось израсходовать на дела управлени я собственные средства.

Установлени я магистратов правового назначени я получили прозвание (право носителей почётной должностной власти). К этой же категории относилось и преторское право (в частности, преторские эдикты). Основными чиновными персонами в республике были консулы, преторы, цензоры, эдилы и квестолы. Два консула возглавл я ли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций.

Впоследствии их полномочи я были сведены к военному командованию со всеми вытекающими отсюда полномочи я ми и заботами: подбор и комплектование войска. После того, как войско было укомплектовано, воины приносили консулу прис я гу. По выполнении религиозных обр я дностей войско выходило за пределы города, и консул облекалс я правами полководца. Если в пределах города могла иметь место интерцесси я , то на войне такова я не допускалась.

Единство командовани я достигалось тем, что обыкновенно консулы руководили военными операци я ми на разных фронтах.

Отдельна я арми я , поручаема я консулу, а равно театр военных действий, в пределах которого осуществл я лась единолична я консульска я власть, называлась «провинцией». Сфера действий консулов определ я лась тро я ким путём: · жребием между коллегами; · соглашением между ними; · по указанию сенатора.

Консулу принадлежало право назначени я командного состава. В этом вопросе между Афинами и Римом существовало заметное различие. Там все назначени я на военные должности проходили под контролем народного собрани я , а в Риме офицерский состав назначалс я по усмотрению консула.

Правда, военные трибуны начинают избиратьс я народным собранием, но центурионы не избирались.

Консулам принадлежало право объ я вл я ть войну тем народам, через территорию которых проходили их армии. Но объ я вленна я консулом война не была главной войной; главна я же война объ я вл я лась только сенатом, либо с одобрени я последнего.

Консул располагал и финансовой властью, поскольку сенат ассигновал дл я ведени я войны значительные денежные средства.

Консул осуществл я л высшую уголовную и гражданскую юрисдикцию. Ему принадлежали широкие судебные права: он мог приговаривать даже к смертной казни либо к крупному штрафу. Ему принадлежало право распор я жатьс я захваченной добычей. Но он не распор я жалс я ею абсолютным образом. Он мог распор я дитьс я лишь движимостью.

Вопрос же о территориальных приобретени я х решалс я сенатом.

Консул был вправе заключить перемирие с врагом Римского государства. Но договор, заключённый консулом с непри я телем, имел только предварительный характер и подлежал ратификации сената.

Бывали случаи, когда сенат отказывалс я санкционировать договор, заключённый консулом. Сенат контролировал консула на войне.

Консул был об я зан посылать сенату донесени я о ходе военных действий и спрашивать у сената, как поступить в том или ином случае. Сенат направл я л в распор я жение консула специальное лицо, квестора, в цел я х контрол я за расходованием средств, отпущенных дл я ведени я войны.

Консул мог быть привлечён к уголовной ответственности, например, за гибель войска, за неудачный исход сражени я , за неправильное расходование сумм, ассигнованных на войну. По обычаю консулам довер я лось представл я ть законопроекты центуриатным и трибутным собрани я м.

Выборы консулов проводили на берегу Тибра, в месте, носившем название «Марсово поле». В день выборов знатные римл я не, добившиес я должности консула,надевали белоснежный плащ – «кондиду» (отсюда слово «кандидат», означающее человека, добивающегос я какой-либо должности). Белый цвет символизировал чистоту намерений будущего консула и его чистую совесть. Оба консула имели равные властные полномочи я и поэтому при обсуждении важных государственных дел часто советовались (консультировались) друг с другом. В чрезвычайных ситуаци я х мог облечь консулов диктаторскими полномочи я ми. Така я должность получила название экстраординарной магистратуры. Это приводило к тому, что на врем я прекращалась де я тельность всех остальных (ординарных) магистратов, поскольку диктатор имел не просто полномочие на империум, а суммум империум, которое исключало не только интерцессию, но и любой протест.

Диктатора сопровождали 24 ликтора, тогда как консула, а до него цар я – только 12 ликторов.

Диктатор. Врем я возникновени я должности диктатора неизвестно. Веро я тно, институт диктатуры я вл я етс я очень древним и восходит ещё к царскому периоду, когда диктатор сто я л во главе ополчени я общины римского народа. Если диктатор присуждал кого-либо к смертной казни в пределах города Рима, то на его приговор нельз я было жаловатьс я в народное собрание. Срок полномочий диктатора ограничивалс я шестью мес я цами. Так как диктатор назначалс я дл я выполнени я какого-либо определенного дела, то фактически он слагал с себ я полномочи я до истечени я законного срока (иногда на 20-й, 16-й и даже 8-й день после своего избрани я ). Внешними знаками диктаторской власти были ликторы, которые в числе 24-х повсюду сопровождали диктатора.

Диктатор назначалс я одним из консулов по предложению сената.

Формально консул, получивший сенатское предписание о назначении диктатора, мог назначить на эту должность любое лицо, но фактически кандидат предлагалс я сенатом, и не было случа я , чтобы ставленники сената не проходили.

Распор я жени я диктатора не подлежали даже трибунской интерцессии, т.е. плебейские трибуны не могли налагать вето на те или иные распор я жени я диктатора.

Правомочи я диктатора на войне вполне аналогичны консульским (подбор войска, командование им, право распределени я добычи, высша я юрисдикци я в войске и т.д.). Последний случай применени я древнеримской диктатуры относитс я к 216г. до н.э. После этого диктатура совершенно выходит из употреблени я . В литературе встречаетс я иногда ошибочное утверждение, будто диктатура была восстановлена при Сулле и Цезаре.

Однако между диктатурой раннереспубликанского периода и периода конца республики общим я вл я етс я одно только наименование.

Продолжительность древней диктатуры ограничиваетс я сроком в 6 мес я цев, а Сулла был облечён диктаторскими полномочи я ми на неопределённый срок. Если древние диктаторы назначались дл я какой-либо строго определённой цели, то Сулла обладал самыми неограниченными полномочи я ми.

Наконец, древн я я диктатура имела своим юридическим основанием или обычай, или безым я нный закон об учреждении диктатуры.

Диктатура же Суллы была учреждена особым законом. Но дело не в одних только юридических основани я х.

Совершенно ина я обстановка, иной характер классовых противоречий периода правлени я Суллы по сравнению с первым периодом существовани я республики не позвол я ют усматривать какой бы то ни было преемственности этих видов диктатуры.

Начальник конницы.

Диктатор назначал себе помощника в лице начальника конницы.

Последний не мог оставатьс я на посту дольше диктатора. Он автоматически лишалс я своих полномочий, ак только диктатор слагал с себ я свои.

Взаимоотношени я между диктатором и начальником конницы были определены греческим историком Полибием, указавшим, что хот я начальник конницы находилс я в подчинении у диктатора, однако он как бы заступает место этого последнего в случае его отсутстви я . Исследовател я ми это указание понимаетс я таким образом, что начальник конницы я вл я лс я заместителем диктатора в тех местах, где он (диктатор) по каким-либо причинам не мог присутствовать.

Юридически начальник конницы всё же не мог действовать вполне самосто я тельно, даже в отсутствие диктатора.

Основна я об я занность начальника конницы – командовать римской конницей в составе войска, вверенного диктатору.

Преторы (впереди идущие) вначале были приближенными консулов. Со временем они стали заместител я ми консулов в делах по управлению внутренней городской общиной римл я н (с названием «младший коллега консула»), однако с гораздо меньшими полномочи я ми.

Нередко источники говор я т о преторе, как о должностном лице, отправл я вшем правосудие. Это не вполне точное определение. В действительности же у претора на первое место выступали административные функции. Он должен был наблюдать за общественным пор я дком в городе.

Следовательно, он я вл я лс я градоначальником.

Вместе с тем, претор считалс я младшим помощником консула, и в этом своём качестве он выполн я л как гражданские, так и военные функции консулов, т.е. командовал войском, председательствовал в народном собрании и т.д.

Преторы также избирались сроком на один год в центуриатных комици я х. С 242г. до н.э. стали избирать двух преторов. Причём один по-прежнему ведал делами римских граждан, а второй – делами иностранцев. А ещё через некоторое врем я их общее число достигло 16 человек под председательством городского претора. Из полномочий претора по поддержанию общественного пор я дка возникло и развивалось его право на разрешение судебных споров. Эти полномочи я в услови я х республик содействовали формированию особого источника права под названием «преторское право». Оно фиксировалось в специальных ежегодных установлени я х претора и именовались преторским эдиктом.

Цензор. Всё бытие римской армии в период ранней республики было св я зано с разделением граждан на имущественные разр я ды сообразно с реформой Серви я Тули я . В случае набора в войско надо было я витьс я с известным вооружением, поэтому перед государством сто я ла задача как-то распредел я ть врем я от времени граждан по классам и центури я м, иными словами, производить перепись, ценз в военных, имущественных и политических цел я х.

Распределение граждан по трибам, сервиевым разр я дам и центури я м осуществл я лось особыми магистратами – цензорами.

Цензор был облечён полномочи я ми по составлению так называемого ценза – списка населени я с последующим распределением граждан по трибам, классам, центури я м, а также списка сенаторов. Так как производство переписи граждан и их имущества заканчивалась обычно за полтора года, то практически цензоры оставались в должности не более этого срока. В процессе осуществлени я этих дел цензор имел возможность весьма значительного вли я ни я на статус отдельных лиц.

Например, простолюдин или сенатор мог быть включён в список той или иной трибы или центурии или выключен из него за моральные прегрешени я . При обнаружении моральных прегрешений – в ходе специальных проверок или во врем я личного собеседовани я – цензоры имели право сделать особое за я вление и констатировать факт, который влёк за собой ограничение политической правоспособности на период соответствующих полномочий цензора.

Цензоры избирались из числа бывших консулов, ставших сенаторами, и отличались общепризнанной достойной репутацией.

Первоначально цензор – это магистрат, производивший перепись и предоставл я вший гражданам право быть зачисленными в тот или иной класс. Это была важна я функци я , ибо из факта вхождени я , например, в первый класс, проистекали значительные материальные выгоды.

Обыкновенно цензор устраивалс я на площади, и лица, претендовавшие на зачисление в разр я д всадников, должны были я витьс я с вооружением и лошадью.

Цензор говорил: «Уведи свою лошадь» либо «Продай свою лошадь». Последн я я фраза, произнесённа я презрительным тоном, означала, что домогательство того или иного лица цензор признаёт неосновательным.

Цензор был последней инстанцией дл я решени я вопроса о зачислении в п я ть классов.

Постепенно цензор приобретает всё большие права. У него возникает новое полномочие: управление государственным имуществом. Он отдаёт государственные налоги на откуп коллеги я м откупщиков. Затем он отдаёт в аренду землю, что фактически означало распределение захваченных земель, перешедших в фонд государства. Он ведает сооружением и поддерживанием в пор я дке государственных зданий. Одна из забот цензора состо я ла в наблюдении за нравственным обликом не только магистратов или сенаторов, но и р я довых сограждан.

Цензор был блюстителем нравов и в этом качестве имел право ограничить в политических правах тех, кто, по его мнению, совершал что-либо противное добрым нравам. Так, цензор мог вычеркнуть из списка сенаторов, перевести из разр я да всадников в пехотинцы или даже исключить из трибы, что влекло за собой временное лишение права голоса в народных собрани я х.

Цензор ближе всех знал материальное положение римских граждан.

Естественно поэтому, что именно он мог точнее всего определить достоинство того или иного лица дл я зан я ти я должности сенатора. При этом он учитывал: · знатность происхождени я ; · наличие определённых моральных достоинств.

Цензовой переписи подлежали все взрослые мужчины, включа я вольноотпущенников. А также вдовы и сироты, владевшие имуществом. Они об я зывались поставл я ть полные сведени я о своём имущественном положении. В об я занности эдила входило исполнение функций по организации и контролю за общественным пор я дком – на улицах, рынках и т.д. они ведали также снабжением города Рима хлебом, надзирали за чистотой на улицах. Всего эдилов было четыре – два плебейских и два (с 307г. до н.э.) культурных. Причём должность плебейских эдилов более древн я я . Это обсто я тельство указывает на о, что первоначально плебейска я община в экономическом отношении сто я ла выше общины римского народа, и что первоначально экономические интересы плебеев в торговле, а не в земледелии.

Плебейские трибуны. В 494г. до н.э. плебеи добились права избирать из своей среды двух особых должностных лиц, называвшихс я «плебейскими трибунами». Первоначально, как свидетельствует римский писатель Варрон, трибуны я вл я лись военными вожд я ми плебса в момент удалени я его на Св я щенную гору. Это определение Варрона и следует вз я ть за основу.

Естественно, что при сли я нии плебейской и римской общин, военна я власть плебейских трибунов не могла сохранитьс я в полном объёме. Но у них имелось право вмешательства в распор я жени я любого римского магистрата, включа я и консула, если это распор я жение ущемл я ло интересы плебса. Сами же плебейские трибуны формально никаких распор я жений не чинили, т.е. они не обладали положительными административными функци я ми. Особа плебейских трибунов считалась св я щенной и неприкосновенной. Пос я гательство на жизнь трибуна каралось смертью.

Впоследствии сенат превратил трибуна в должностное лицо, контролирующее консула.

Иногда по указанию сената трибун сопровождал войско вместе с консулом.

Плебейские трибуны в числе двух выбирались на особых плебейских собрани я х. Позже количество трибунов увеличилось до 5 и даже до 10. На трибутных собрани я х выбирали квесторов, куриальных эдилов.

Квестор первоначально проводил дознание по публичным деликтам, но в последствии сосредоточилс я на заведовании казной и архивом. На трибутных собрани я х выбирали также главного понтифика, сто я вшего во главе коллегии жрецов. В ведении этой коллегии находились и чужестранные культы, которые с распространением римского владычества постепенно переносились в главный город республики.

Существовали также коллегии авгуров, ведавших толкованием предзнаменований, и коллегии фециалов, наблюдавших за соблюдением установленных обр я дов (ритуалов) в международных сношени я х. По общему правилу жреческие должности занимали пожизненно. В случае выбыти я одного из членов коллегии право избирать нового жреца принадлежало членам соответствующей коллегии. На понтификов была возложена задача составлени я календарного расписани я дней народных собраний (примерно 190 собраний в год) и дней отправлени я правосуди я (около 40). В остальные дни отправление правосуди я или созыв коалиций (сходов, народных собраний) воспрещалось по религиозным мотивам.

Полномочи я понтификов в республиканский период значительно сузились. С изданием в середине 5века «Законов 12 таблиц» значение тех или иных правовых принципов и норм стало доступным дл я всех желающих.

Знание же конкретных процессуальных правил и формул, с помощью которых следовало обращатьс я в суд, было ещё некоторое врем я тайной понтифика, пока около 300г. до н.э. домашний секретарь понтифика Аппи я Клавди я , которого звали Кней Флавий, не обнародовал книги формул и судейского календар я . Двадцать шесть магистратов. Вс я система римских магистратур замыкалась 26 низшими магистратами, которые ведали р я дом дел административно-полицейского характера. Они избирались в трибутных коалици я х и, как прочие должностные лица, пребывали у власти один год.

Действовали оно небольшими коллеги я ми (по 2, 3, 4 человека). Некоторые из них ведали тюрьмами и ночной полицией, а также надзирали за противопожарной охраной, они же приводили в исполнение приговоры к смертной казни.

Другие ведали чеканкой монеты, третьи следили за состо я нием дорог и улиц и т.д.

Народные собрани я . В период республики было несколько видов народных собраний: · Сохранились собрани я по кури я м.

Куриатные коалиции ведут своё происхождение от первобытнообщинного стро я . После реформы Серви я Тулли я они утратили политическое значение, сохранив, правда, такую функцию, как утверждение должностных лиц, избранных другими собрани я ми, но это была чиста я формальность. Кроме того, куриатные собрани я утверждали акты завещаний и усыновлений. · Центуриатные коалиции – важнейшие из народных собраний, возникшие в результате реформ Серви я Тулли я . Это собрание избирало должностных лиц (консулов, преторов, цензоров). Оно принимало законы.

Помимо этого, центуриатные коалиции рассматривали жалобы лиц, приговорённых консулами к смертной казни, либо крупному штрафу. · Трибутные коалиции.

Различались общенародные собрани я трибы, в котором участвовали и патриции и плебеи, и собрани я плебеев данной трибы. В первом случае решени я собрани я именовались популисцитами, а во втором – плебесцитами.

Народные собрани я принимали постановлени я самого разнообразного содержани я . Уже в «12 Таблицах» имелось постановление, что любое решение народного собрани я должно иметь силу закона. «Закон – это то, что народ приказывает или устанавливает (учреждает)» Магистрат, прежде, чем формально вносить законопроект в народное собрание, «прощупывал» общественное мнение путём предварительного опроса на частных неофициальных сходках, которые он сам же и созывал. Вы я снив в ходе свободного обсуждени я отношение сограждан к будущему законопроекту, магистрат затем вносил его в коалиции. К этому моменту проект закона был обнародован, обычно на дерев я нной доске в публичном месте. В самом собрании магистрат оглашал законопроект. После чего спрашивал, принимает ли его собрание? Собрание после обсуждени я проект либо принимало его с возгласами: «Как ты просишь!», либо отвергало его с возгласом: «Пусть будет по-прежнему!» Вначале голосовали устно, а затем путём начертани я двух букв на табличках. После этого решение собрани я поступало на рассмотрение сената, который и сообщал ему свой авторитет. В случае прин я ти я закона его текст вырезалс я на медной или каменной доске и выставл я лс я на площади. В тексте содержалось указание на им я автора закона, а в конце – на санкцию, т.е. на последствие нарушени я . Значительно позднее, в период принципиата, различались законы совершенного вида, предусматривающие недействительность (ничтожность) запрещённого акта; законы менее чем совершенного вида, устанавливающие наказание (штраф) за нарушение, но не лишающие противозаконный акт силы; законы несовершенного вида, не грозившие какой-либо санкцией за нарушение. Таким образом, до середины 3в. до н.э. Рим представл я л собой аристократическую республику с ведущей ролью сената. Но с этого времени благодар я росту вли я ни я новой знати – всадников – начинаетс я некотора я демократизаци я государственного стро я , выразивша я с я в изменении соотношени я между сенатом и народным собранием.

Наблюдаетс я тенденци я к расширению компетенции народного собрани я за счёт сената. В промежутке между 241-222гг. до н.э. народное собрание реформируетс я . Конституци я Серви я Тулли я подвергаетс я изменени я м в том направлении, что число центурий с 193 увеличиваетс я до 373, то есть на каждый разр я д приходитс я по 70 центурий плюс некоторое количество (23) добавочных центурий.

оценка жилой недвижимости в Смоленске
оценка стоимости дачи в Курске
оценка стоимости зданий в Твери

Подобные работы

Алескандрия как центр античной науки

echo "Александр Македонский поручил спланировать новый город своему архитектору Дейнократу ( Дииохарому , Дегинократ ). Александрия была окружена крепкими стенами. Город, был распланирован геометричес

Казахстан в предвоенный период

echo "Репрессии. Трагедия народа. 2. Преобразование Казахской АССР в союзную республику. 3. Развитие Казахской ССР в предвоенные годы. 1. Утверждение сталинизма. Репрессии. Трагедия народа. В 30-го

Система исправительно-трудовых лагерей 1930-1940-х гг. Депортация и раскулачивание

echo "Непосредственное руководство этими ИТУ возлагалось на территориальные органы: тем же приказом были организованы отделы мест заключения республиканских НКВД и областных (краевых) Управлений НКВД

Движение декабристов в истории России: оценка современников и историков

echo "Декабрь 1825 года – явление такого порядка, «Сенатская площадь» и «Черниговский полк» давно стали историко-культурными символами. Достаточно произнести эти словосочетания, и испытываешь смешанн

Становление Российского государства с XII по XIX век

echo "Конечно, в 17 в. и даже до 18 в., начиная примерно со второй половины 15 в., Русское государство росло, расширялось, накапливало силы и постепенно все более привлекало внимание сначала соседних,

Древний Египет

echo "Слиянию культа Хора с царским способствовало и то, что с развитием поклонения Осирису как умершему царю Хор входит в круг осирических мифов. В то же время соколы, объекты поклонения в различных

Сибирское казачье войско: история и современность

echo "Казачество России, будучи относительно немногочисленной частью населения, играло далеко не последнюю роль в истории страны на протяжении пяти столетий. Каждое из войск, в него входящих, имеет с

История города Туймазы

echo "Поэтому их двух селений одно называется Туймазы («ненасытное»), второе – Ютазы («проглатывающее. От речушки Туймаза и пошло впоследствии название деревни, станции, поселка и города. Уже к 15 авг