Категории

Биология

Охрана природы, Экология, Природопользование

Технология

Психология, Общение, Человек

Математика

Литература, Лингвистика

Менеджмент (Теория управления и организации)

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Химия

Философия

Педагогика

Финансовое право

История государства и права зарубежных стран

География, Экономическая география

Физика

Искусство, Культура, Литература

Компьютерные сети

Материаловедение

Авиация

Программирование, Базы данных

Бухгалтерский учет

История

Уголовное право

Экскурсии и туризм

Маркетинг, товароведение, реклама

Социология

Религия

Культурология

Экологическое право

Физкультура и Спорт, Здоровье

Теория государства и права

История отечественного государства и права

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Нероссийское законодательство

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Политология, Политистория

Биржевое дело

Радиоэлектроника

Медицина

Пищевые продукты

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Транспорт

Жилищное право

Гражданское право

Гражданское процессуальное право

Законодательство и право

Прокурорский надзор

Геология

Административное право

Историческая личность

Банковское дело и кредитование

Архитектура

Искусство

Конституционное (государственное) право России

Экономико-математическое моделирование

Право

Компьютеры и периферийные устройства

Астрономия

Программное обеспечение

Разное

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Налоговое право

Техника

Компьютеры, Программирование

История экономических учений

Здоровье

Российское предпринимательское право

Физкультура и Спорт

Музыка

Правоохранительные органы

Экономика и Финансы

Международное право

Военная кафедра

Охрана правопорядка

Сельское хозяйство

Космонавтика

Юридическая психология

Ценные бумаги

Теория систем управления

Криминалистика и криминология




Рефераты на заказ в Ростове-на-Дону

Заказать контрольную работу в Москве

Система магистратов в респубике Риме

Римское государство, представшее последовательно царством, республикой и империей, просуществовало 12 веков. В истории Римского государства различают три основных периода.

Первый – древнейший, царский – от основани я Рима его первым царём Ромулом до изгнани я последнего цар я Тарувини я по прозвищу Гордый в 509г. до н.э.; второй период – республиканский – охватывает примерно п я тивековую историю ( 509 – 27 г.г. до н.э.) и третий – имперский – распадаетс я на два периода: период принципиата, когда принцепс (первый в списке сенаторов) становитс я самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики – главного жреца (понтифика), главнокомандующего армией, трибуна и др., и период домината (господин), который знаменует дальнейшую эволюцию властной и территориальной структуры империи.

Принципиат формируетс я с 27г. до н.э. и 284г. н.э.; доминат охватывает период с 284г. по 476г. В царский период власть осуществл я ли три учреждени я : царь, сенат и народное собрание. Царь командовал войсками, осуществл я л руководство повседневным управлением в общине и считалс я посредником между богами и римским народом. Таким образом, в его де я тельности присутствовали элементы духовной и светской власти.

Однако самой важной здесь была власть военного командовани я и власть с правом применени я принуждени я . Будучи посредником между богом и своим народом, царь был облечён специальными функци я ми жреца. В древнейший период цар я избирали, поэтому на врем я вакантного состо я ни я царской власти верховное управление переходило к сенату. На период междуцарствовани я из числа сенаторов выбирали 10 человек (интеррегес), которые поочерёдно в течение п я ти дней каждый осуществл я ли верховную власть в стране. Царь избиралс я уполномоченным народным собранием и после обр я да инаугурации получал полный царский империум, т.е. высшие властные полномочи я в Римской общине.

Республиканский период В период республиканской истории основными учреждени я ми власти стали магистраты, сенат и народное собрание, а остальными сослови я ми – патриции и плебеи, к которым в последствии прибавилось сословие всадников. Такое устройство и распределение власти следует отнести к разр я ду аристократических, поскольку многие важные должности в республике оказались выборными и осуществл я емыми без вознаграждени я , и все должности такого рода были зан я ты на прот я жении длительного времени представител я ми нескольких патрицианских родов. Так, например, 200 консулов, сменившихс я за столетие, с 233 по 133гг. до н.э. принадлежали к 58 семь я м, при этом 63 консула были членами всего лишь п я ти семей. К началу 3в. богата я плебейска я верхушка объединилась с патрицианской аристократией в одну коалицию, названную нобилитетом (собранием благородных). Римска я республика управл я лась трем я органами власти: сенатом, магистратурой, народным собранием. Сенат.

Ведуща я роль принадлежала сенату, который я вл я лс я оплотом знати. Сенат был выборным органом – его члены назначались сперва консулами, а после – цензорами. В сенат зачисл я лись те, кто в прошлом занимал высшую государственную должность (консула, претора, цензора). Не могли быть сенаторами вольноотпущенники и их сыновь я , а также лица, занимавшиес я недостойными римского гражданина зан я ти я ми, например, мелкой торговлей. Закон Овини я 312г. до н.э. предписывал выбирать сенаторов из р я да лучших людей. По существу, списки сенаторов, составл я емые каждые п я ть лет, не отличались один от другого. Это была пожизненна я самозаполн я юща я с я коллеги я . Первоначально состав сената был чисто патрицианским. Позже плебеи также получили доступ в сенат. До Суллы (82-79гг.до н.э.) сенат состо я л из трёхсот человек. Сулла увеличил его состав до шестисот человек, а Цезарь – до дев я тисот.

Процедура работы сената была такова.

Обычно сенат созывалс я консулом (или диктатором), который и председательствовал в нём.

Претор также мог созывать сенат, но лишь по делам меньшего значени я . В заседании сената могли участвовать и магистраты, которые в данный момент находились при должности. Они могли и выступать, но не голосовать.

Заседани я сената, по общему правилу, были публичными, но могли протекать и при закрытых двер я х.

Магистрат, созвавший сенат, излагал существо дела, по поводу которого обратитс я к сенату. Затем начиналось обсуждение.

Председательствующий приглашал сенаторов (по списку) высказатьс я . Голосование было или поимённым или путём расхождени я , расступанием в разные стороны – «Голосованием ногами». Решени я сената получали своё название по имени консула, председательствовавшего в собрании сената.

Обычно постановлени я сената излагались письменно. Эти постановлени я заносились в специальную книгу и передавались в храм Цереры, где их хранили плебейские эдилы.

Позднее постановлени я стали отдавать в архивы государственного казначейства при храме Сатурна.

Магистраты и эдикты.

Магистратами в Риме называли различные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшие определённый круг де я тельности: командование войсками, управление провинцией, отправление правосуди я и т.д. Эти лица, как правило, обращались к народу на сходках с указом, в котором они знакомили с программой своей де я тельности или помещали распор я жени я , касающиес я отдельных лиц или случаев. Указы эти сообщались сначала в устной форме и назывались эдиктами (от «объ я вление, распор я жение»), а потом их стали писать на белой доске (альбум) чёрными буквами с заглавными буквами красного цвета. Доску выставл я ли на видном месте, в Риме – на площади (форуме), чтобы с эдиктом можно было ознакомитьс я более внимательно.

Эдикты магистратов обладали двум я важными атрибутами властного характера – юрисдикцией и империумом. Под юрисдикцией в данном случае разумелось личное отправление правосуди я магистратом в силу закона или через посредство судьи, который уполномочивалс я на это магистратом.

Империум означал полноту высшей власти, предоставл я емой магистрату дл я проведени я определённого рода меропри я тий, направленных на обеспечение общего блага. В силу такой полноты власти консул осуществл я л одновременно и военную власть и юрисдикцию. Все должности были срочными (один год), коллегиальными и безвозмездными.

Теоретически должностные лица считались ответственными перед народным собранием. Но привлечение к ответственности могло наступить только по истечении срока полномочий магистрата.

Принцип коллегиальности отнюдь не означал, что магистраты принимали решени я по большинству голосов, а заключалс я в праве каждого коллеги распор я жатьс я своим голосом самосто я тельно. Любой магистрат мог вмешатьс я в действи я своего коллеги и отменить то или иное распор я жение последнего. Самым важным различием между обладател я ми магистратской власти я вл я лось обладание или необладание властью в её разновидности, именуемой империумом.

Обладание такой властью включало осуществление гаданий (ауспиций) и контроль за другими аналогичными обр я дами, которые имели большое социально-психологическое и политическое значание.

Полномочи я , обозначавшиес я именем империум, включали в себ я : · верховное командование войском и право набора такового, право назначени я офицерского состава, право заключени я перемири я с противником; · право созвать сенат и народное собрание и председательствовать в них; · высшую юрисдикцию (гражданскую и военную); · право издавать распор я жени я и понуждать к их исполнению.

Империум принадлежал по праву консулам, преторам и диктаторам.

Внешним атрибутом империума были фасции – розги, перев я занные ремн я ми, из которых торчит лезвие секиры. Их несли ликторы – телохранители магистрата. Розги и секира символизировали право на принуждение и на казнь ослушников.

Вначале фасции и телохранители входили в атрибуты царской власти нар я ду с пурпурным плащом, золотой диадемой, скипетром с орлом и креслом их слоновой кости (курульное кресло). Затем телохранители – ликторы стали сопровождать консулов и преторов.

Существовали следующие принципы подбора, утверждени я должностных лиц республики и контрол я за их де я тельностью. Все должности избирались на народном собрании, центуриатном или трибутном в зависимости от полномочий по заполнению должностей, признаваемом за этими собрани я ми.

Практически все магистраты избирались в должности сроком на один год, и только цензоры избирались сроком на п я ть лет. Срок полномочий консулов мог продлеватьс я во врем я военных действий, когда им вручалась вс я полнота власти. С увеличением территорий, подвластных Римской общине, полномочи я некоторых носителей должностной власти стали продлеватьс я в видоизменённой форме.

Например, консулы и преторы после окончани я своих должностных полномочий в городе Риме получали затем назначение в провинцию с полномочи я ми проконсула или пропретора. Кажда я магистратска я должность в республике замещалась не одним, а двум я или несколькими должностными лицами в обеспечение коллегиальности в отправлении властных должностей. Причём каждый из коллег имел право своеобразного вето (запрета) на действи я своих коллег по должности. И это право на вмешательство получило название права интерцессии. Все должности выстраивались в особой иерархической соотнесённости и соподчинённости. Это означало, что все нижесто я щие чиновники были об я заны подчин я тьс я вышесто я щим, а вышесто я щие имели право интерцессии на решени я нижесто я щих.

Только цензор мог в своих действи я х быть приостановлен решением другого цензора. Все магистраты исполн я ли свои функции безвозмездно, т.е. без материального вознаграждени я , что делало эти должности недоступными дл я малоимущих. И «уволить» их с должности до истечени я срока полномочий не мог никто, даже избравший их народ. Зан я тие должности в республике было большой честью, оказанной народом данному носителю должностной власти (она была ещё и «учительной» властью, недаром название её происходит от слова «магистер» - учитель). Чиновник мог получить компенсацию произведённых им затрат в том случае, если ему пришлось израсходовать на дела управлени я собственные средства.

Установлени я магистратов правового назначени я получили прозвание (право носителей почётной должностной власти). К этой же категории относилось и преторское право (в частности, преторские эдикты). Основными чиновными персонами в республике были консулы, преторы, цензоры, эдилы и квестолы. Два консула возглавл я ли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций.

Впоследствии их полномочи я были сведены к военному командованию со всеми вытекающими отсюда полномочи я ми и заботами: подбор и комплектование войска. После того, как войско было укомплектовано, воины приносили консулу прис я гу. По выполнении религиозных обр я дностей войско выходило за пределы города, и консул облекалс я правами полководца. Если в пределах города могла иметь место интерцесси я , то на войне такова я не допускалась.

Единство командовани я достигалось тем, что обыкновенно консулы руководили военными операци я ми на разных фронтах.

Отдельна я арми я , поручаема я консулу, а равно театр военных действий, в пределах которого осуществл я лась единолична я консульска я власть, называлась «провинцией». Сфера действий консулов определ я лась тро я ким путём: · жребием между коллегами; · соглашением между ними; · по указанию сенатора.

Консулу принадлежало право назначени я командного состава. В этом вопросе между Афинами и Римом существовало заметное различие. Там все назначени я на военные должности проходили под контролем народного собрани я , а в Риме офицерский состав назначалс я по усмотрению консула.

Правда, военные трибуны начинают избиратьс я народным собранием, но центурионы не избирались.

Консулам принадлежало право объ я вл я ть войну тем народам, через территорию которых проходили их армии. Но объ я вленна я консулом война не была главной войной; главна я же война объ я вл я лась только сенатом, либо с одобрени я последнего.

Консул располагал и финансовой властью, поскольку сенат ассигновал дл я ведени я войны значительные денежные средства.

Консул осуществл я л высшую уголовную и гражданскую юрисдикцию. Ему принадлежали широкие судебные права: он мог приговаривать даже к смертной казни либо к крупному штрафу. Ему принадлежало право распор я жатьс я захваченной добычей. Но он не распор я жалс я ею абсолютным образом. Он мог распор я дитьс я лишь движимостью.

Вопрос же о территориальных приобретени я х решалс я сенатом.

Консул был вправе заключить перемирие с врагом Римского государства. Но договор, заключённый консулом с непри я телем, имел только предварительный характер и подлежал ратификации сената.

Бывали случаи, когда сенат отказывалс я санкционировать договор, заключённый консулом. Сенат контролировал консула на войне.

Консул был об я зан посылать сенату донесени я о ходе военных действий и спрашивать у сената, как поступить в том или ином случае. Сенат направл я л в распор я жение консула специальное лицо, квестора, в цел я х контрол я за расходованием средств, отпущенных дл я ведени я войны.

Консул мог быть привлечён к уголовной ответственности, например, за гибель войска, за неудачный исход сражени я , за неправильное расходование сумм, ассигнованных на войну. По обычаю консулам довер я лось представл я ть законопроекты центуриатным и трибутным собрани я м.

Выборы консулов проводили на берегу Тибра, в месте, носившем название «Марсово поле». В день выборов знатные римл я не, добившиес я должности консула,надевали белоснежный плащ – «кондиду» (отсюда слово «кандидат», означающее человека, добивающегос я какой-либо должности). Белый цвет символизировал чистоту намерений будущего консула и его чистую совесть. Оба консула имели равные властные полномочи я и поэтому при обсуждении важных государственных дел часто советовались (консультировались) друг с другом. В чрезвычайных ситуаци я х мог облечь консулов диктаторскими полномочи я ми. Така я должность получила название экстраординарной магистратуры. Это приводило к тому, что на врем я прекращалась де я тельность всех остальных (ординарных) магистратов, поскольку диктатор имел не просто полномочие на империум, а суммум империум, которое исключало не только интерцессию, но и любой протест.

Диктатора сопровождали 24 ликтора, тогда как консула, а до него цар я – только 12 ликторов.

Диктатор. Врем я возникновени я должности диктатора неизвестно. Веро я тно, институт диктатуры я вл я етс я очень древним и восходит ещё к царскому периоду, когда диктатор сто я л во главе ополчени я общины римского народа. Если диктатор присуждал кого-либо к смертной казни в пределах города Рима, то на его приговор нельз я было жаловатьс я в народное собрание. Срок полномочий диктатора ограничивалс я шестью мес я цами. Так как диктатор назначалс я дл я выполнени я какого-либо определенного дела, то фактически он слагал с себ я полномочи я до истечени я законного срока (иногда на 20-й, 16-й и даже 8-й день после своего избрани я ). Внешними знаками диктаторской власти были ликторы, которые в числе 24-х повсюду сопровождали диктатора.

Диктатор назначалс я одним из консулов по предложению сената.

Формально консул, получивший сенатское предписание о назначении диктатора, мог назначить на эту должность любое лицо, но фактически кандидат предлагалс я сенатом, и не было случа я , чтобы ставленники сената не проходили.

Распор я жени я диктатора не подлежали даже трибунской интерцессии, т.е. плебейские трибуны не могли налагать вето на те или иные распор я жени я диктатора.

Правомочи я диктатора на войне вполне аналогичны консульским (подбор войска, командование им, право распределени я добычи, высша я юрисдикци я в войске и т.д.). Последний случай применени я древнеримской диктатуры относитс я к 216г. до н.э. После этого диктатура совершенно выходит из употреблени я . В литературе встречаетс я иногда ошибочное утверждение, будто диктатура была восстановлена при Сулле и Цезаре.

Однако между диктатурой раннереспубликанского периода и периода конца республики общим я вл я етс я одно только наименование.

Продолжительность древней диктатуры ограничиваетс я сроком в 6 мес я цев, а Сулла был облечён диктаторскими полномочи я ми на неопределённый срок. Если древние диктаторы назначались дл я какой-либо строго определённой цели, то Сулла обладал самыми неограниченными полномочи я ми.

Наконец, древн я я диктатура имела своим юридическим основанием или обычай, или безым я нный закон об учреждении диктатуры.

Диктатура же Суллы была учреждена особым законом. Но дело не в одних только юридических основани я х.

Совершенно ина я обстановка, иной характер классовых противоречий периода правлени я Суллы по сравнению с первым периодом существовани я республики не позвол я ют усматривать какой бы то ни было преемственности этих видов диктатуры.

Начальник конницы.

Диктатор назначал себе помощника в лице начальника конницы.

Последний не мог оставатьс я на посту дольше диктатора. Он автоматически лишалс я своих полномочий, ак только диктатор слагал с себ я свои.

Взаимоотношени я между диктатором и начальником конницы были определены греческим историком Полибием, указавшим, что хот я начальник конницы находилс я в подчинении у диктатора, однако он как бы заступает место этого последнего в случае его отсутстви я . Исследовател я ми это указание понимаетс я таким образом, что начальник конницы я вл я лс я заместителем диктатора в тех местах, где он (диктатор) по каким-либо причинам не мог присутствовать.

Юридически начальник конницы всё же не мог действовать вполне самосто я тельно, даже в отсутствие диктатора.

Основна я об я занность начальника конницы – командовать римской конницей в составе войска, вверенного диктатору.

Преторы (впереди идущие) вначале были приближенными консулов. Со временем они стали заместител я ми консулов в делах по управлению внутренней городской общиной римл я н (с названием «младший коллега консула»), однако с гораздо меньшими полномочи я ми.

Нередко источники говор я т о преторе, как о должностном лице, отправл я вшем правосудие. Это не вполне точное определение. В действительности же у претора на первое место выступали административные функции. Он должен был наблюдать за общественным пор я дком в городе.

Следовательно, он я вл я лс я градоначальником.

Вместе с тем, претор считалс я младшим помощником консула, и в этом своём качестве он выполн я л как гражданские, так и военные функции консулов, т.е. командовал войском, председательствовал в народном собрании и т.д.

Преторы также избирались сроком на один год в центуриатных комици я х. С 242г. до н.э. стали избирать двух преторов. Причём один по-прежнему ведал делами римских граждан, а второй – делами иностранцев. А ещё через некоторое врем я их общее число достигло 16 человек под председательством городского претора. Из полномочий претора по поддержанию общественного пор я дка возникло и развивалось его право на разрешение судебных споров. Эти полномочи я в услови я х республик содействовали формированию особого источника права под названием «преторское право». Оно фиксировалось в специальных ежегодных установлени я х претора и именовались преторским эдиктом.

Цензор. Всё бытие римской армии в период ранней республики было св я зано с разделением граждан на имущественные разр я ды сообразно с реформой Серви я Тули я . В случае набора в войско надо было я витьс я с известным вооружением, поэтому перед государством сто я ла задача как-то распредел я ть врем я от времени граждан по классам и центури я м, иными словами, производить перепись, ценз в военных, имущественных и политических цел я х.

Распределение граждан по трибам, сервиевым разр я дам и центури я м осуществл я лось особыми магистратами – цензорами.

Цензор был облечён полномочи я ми по составлению так называемого ценза – списка населени я с последующим распределением граждан по трибам, классам, центури я м, а также списка сенаторов. Так как производство переписи граждан и их имущества заканчивалась обычно за полтора года, то практически цензоры оставались в должности не более этого срока. В процессе осуществлени я этих дел цензор имел возможность весьма значительного вли я ни я на статус отдельных лиц.

Например, простолюдин или сенатор мог быть включён в список той или иной трибы или центурии или выключен из него за моральные прегрешени я . При обнаружении моральных прегрешений – в ходе специальных проверок или во врем я личного собеседовани я – цензоры имели право сделать особое за я вление и констатировать факт, который влёк за собой ограничение политической правоспособности на период соответствующих полномочий цензора.

Цензоры избирались из числа бывших консулов, ставших сенаторами, и отличались общепризнанной достойной репутацией.

Первоначально цензор – это магистрат, производивший перепись и предоставл я вший гражданам право быть зачисленными в тот или иной класс. Это была важна я функци я , ибо из факта вхождени я , например, в первый класс, проистекали значительные материальные выгоды.

Обыкновенно цензор устраивалс я на площади, и лица, претендовавшие на зачисление в разр я д всадников, должны были я витьс я с вооружением и лошадью.

Цензор говорил: «Уведи свою лошадь» либо «Продай свою лошадь». Последн я я фраза, произнесённа я презрительным тоном, означала, что домогательство того или иного лица цензор признаёт неосновательным.

Цензор был последней инстанцией дл я решени я вопроса о зачислении в п я ть классов.

Постепенно цензор приобретает всё большие права. У него возникает новое полномочие: управление государственным имуществом. Он отдаёт государственные налоги на откуп коллеги я м откупщиков. Затем он отдаёт в аренду землю, что фактически означало распределение захваченных земель, перешедших в фонд государства. Он ведает сооружением и поддерживанием в пор я дке государственных зданий. Одна из забот цензора состо я ла в наблюдении за нравственным обликом не только магистратов или сенаторов, но и р я довых сограждан.

Цензор был блюстителем нравов и в этом качестве имел право ограничить в политических правах тех, кто, по его мнению, совершал что-либо противное добрым нравам. Так, цензор мог вычеркнуть из списка сенаторов, перевести из разр я да всадников в пехотинцы или даже исключить из трибы, что влекло за собой временное лишение права голоса в народных собрани я х.

Цензор ближе всех знал материальное положение римских граждан.

Естественно поэтому, что именно он мог точнее всего определить достоинство того или иного лица дл я зан я ти я должности сенатора. При этом он учитывал: · знатность происхождени я ; · наличие определённых моральных достоинств.

Цензовой переписи подлежали все взрослые мужчины, включа я вольноотпущенников. А также вдовы и сироты, владевшие имуществом. Они об я зывались поставл я ть полные сведени я о своём имущественном положении. В об я занности эдила входило исполнение функций по организации и контролю за общественным пор я дком – на улицах, рынках и т.д. они ведали также снабжением города Рима хлебом, надзирали за чистотой на улицах. Всего эдилов было четыре – два плебейских и два (с 307г. до н.э.) культурных. Причём должность плебейских эдилов более древн я я . Это обсто я тельство указывает на о, что первоначально плебейска я община в экономическом отношении сто я ла выше общины римского народа, и что первоначально экономические интересы плебеев в торговле, а не в земледелии.

Плебейские трибуны. В 494г. до н.э. плебеи добились права избирать из своей среды двух особых должностных лиц, называвшихс я «плебейскими трибунами». Первоначально, как свидетельствует римский писатель Варрон, трибуны я вл я лись военными вожд я ми плебса в момент удалени я его на Св я щенную гору. Это определение Варрона и следует вз я ть за основу.

Естественно, что при сли я нии плебейской и римской общин, военна я власть плебейских трибунов не могла сохранитьс я в полном объёме. Но у них имелось право вмешательства в распор я жени я любого римского магистрата, включа я и консула, если это распор я жение ущемл я ло интересы плебса. Сами же плебейские трибуны формально никаких распор я жений не чинили, т.е. они не обладали положительными административными функци я ми. Особа плебейских трибунов считалась св я щенной и неприкосновенной. Пос я гательство на жизнь трибуна каралось смертью.

Впоследствии сенат превратил трибуна в должностное лицо, контролирующее консула.

Иногда по указанию сената трибун сопровождал войско вместе с консулом.

Плебейские трибуны в числе двух выбирались на особых плебейских собрани я х. Позже количество трибунов увеличилось до 5 и даже до 10. На трибутных собрани я х выбирали квесторов, куриальных эдилов.

Квестор первоначально проводил дознание по публичным деликтам, но в последствии сосредоточилс я на заведовании казной и архивом. На трибутных собрани я х выбирали также главного понтифика, сто я вшего во главе коллегии жрецов. В ведении этой коллегии находились и чужестранные культы, которые с распространением римского владычества постепенно переносились в главный город республики.

Существовали также коллегии авгуров, ведавших толкованием предзнаменований, и коллегии фециалов, наблюдавших за соблюдением установленных обр я дов (ритуалов) в международных сношени я х. По общему правилу жреческие должности занимали пожизненно. В случае выбыти я одного из членов коллегии право избирать нового жреца принадлежало членам соответствующей коллегии. На понтификов была возложена задача составлени я календарного расписани я дней народных собраний (примерно 190 собраний в год) и дней отправлени я правосуди я (около 40). В остальные дни отправление правосуди я или созыв коалиций (сходов, народных собраний) воспрещалось по религиозным мотивам.

Полномочи я понтификов в республиканский период значительно сузились. С изданием в середине 5века «Законов 12 таблиц» значение тех или иных правовых принципов и норм стало доступным дл я всех желающих.

Знание же конкретных процессуальных правил и формул, с помощью которых следовало обращатьс я в суд, было ещё некоторое врем я тайной понтифика, пока около 300г. до н.э. домашний секретарь понтифика Аппи я Клавди я , которого звали Кней Флавий, не обнародовал книги формул и судейского календар я . Двадцать шесть магистратов. Вс я система римских магистратур замыкалась 26 низшими магистратами, которые ведали р я дом дел административно-полицейского характера. Они избирались в трибутных коалици я х и, как прочие должностные лица, пребывали у власти один год.

Действовали оно небольшими коллеги я ми (по 2, 3, 4 человека). Некоторые из них ведали тюрьмами и ночной полицией, а также надзирали за противопожарной охраной, они же приводили в исполнение приговоры к смертной казни.

Другие ведали чеканкой монеты, третьи следили за состо я нием дорог и улиц и т.д.

Народные собрани я . В период республики было несколько видов народных собраний: · Сохранились собрани я по кури я м.

Куриатные коалиции ведут своё происхождение от первобытнообщинного стро я . После реформы Серви я Тулли я они утратили политическое значение, сохранив, правда, такую функцию, как утверждение должностных лиц, избранных другими собрани я ми, но это была чиста я формальность. Кроме того, куриатные собрани я утверждали акты завещаний и усыновлений. · Центуриатные коалиции – важнейшие из народных собраний, возникшие в результате реформ Серви я Тулли я . Это собрание избирало должностных лиц (консулов, преторов, цензоров). Оно принимало законы.

Помимо этого, центуриатные коалиции рассматривали жалобы лиц, приговорённых консулами к смертной казни, либо крупному штрафу. · Трибутные коалиции.

Различались общенародные собрани я трибы, в котором участвовали и патриции и плебеи, и собрани я плебеев данной трибы. В первом случае решени я собрани я именовались популисцитами, а во втором – плебесцитами.

Народные собрани я принимали постановлени я самого разнообразного содержани я . Уже в «12 Таблицах» имелось постановление, что любое решение народного собрани я должно иметь силу закона. «Закон – это то, что народ приказывает или устанавливает (учреждает)» Магистрат, прежде, чем формально вносить законопроект в народное собрание, «прощупывал» общественное мнение путём предварительного опроса на частных неофициальных сходках, которые он сам же и созывал. Вы я снив в ходе свободного обсуждени я отношение сограждан к будущему законопроекту, магистрат затем вносил его в коалиции. К этому моменту проект закона был обнародован, обычно на дерев я нной доске в публичном месте. В самом собрании магистрат оглашал законопроект. После чего спрашивал, принимает ли его собрание? Собрание после обсуждени я проект либо принимало его с возгласами: «Как ты просишь!», либо отвергало его с возгласом: «Пусть будет по-прежнему!» Вначале голосовали устно, а затем путём начертани я двух букв на табличках. После этого решение собрани я поступало на рассмотрение сената, который и сообщал ему свой авторитет. В случае прин я ти я закона его текст вырезалс я на медной или каменной доске и выставл я лс я на площади. В тексте содержалось указание на им я автора закона, а в конце – на санкцию, т.е. на последствие нарушени я . Значительно позднее, в период принципиата, различались законы совершенного вида, предусматривающие недействительность (ничтожность) запрещённого акта; законы менее чем совершенного вида, устанавливающие наказание (штраф) за нарушение, но не лишающие противозаконный акт силы; законы несовершенного вида, не грозившие какой-либо санкцией за нарушение. Таким образом, до середины 3в. до н.э. Рим представл я л собой аристократическую республику с ведущей ролью сената. Но с этого времени благодар я росту вли я ни я новой знати – всадников – начинаетс я некотора я демократизаци я государственного стро я , выразивша я с я в изменении соотношени я между сенатом и народным собранием.

Наблюдаетс я тенденци я к расширению компетенции народного собрани я за счёт сената. В промежутке между 241-222гг. до н.э. народное собрание реформируетс я . Конституци я Серви я Тулли я подвергаетс я изменени я м в том направлении, что число центурий с 193 увеличиваетс я до 373, то есть на каждый разр я д приходитс я по 70 центурий плюс некоторое количество (23) добавочных центурий.

оценка жилой недвижимости в Смоленске
оценка стоимости дачи в Курске
оценка стоимости зданий в Твери

Подобные работы

Условия и последствия присоединения Башкортостана к России

echo "Первыми вошли в состав Русского государства башкирские племена. Населявшие западную и северо-западную части Башкирии называлось Казанской дорогой. Затем последовало присоединение центральной, ю

Древнее Двуречье

echo "Позднее начинается заметный прогресс в технике. Совершенствуется военная техника — вводятся колесничное войско (с начала 2-го тыс.), панцирь из медных блях (с середины 2-го тыс.), конное войско

Культура Древней Руси в 10-13 веках. Значение принятия христианства

echo "Принятие христианства 5)Письменность 6)Литература Летопись «Слово» «Житие» «Поучение» и «Хождение» «Моление» 7)Архитектура 8)Живопись 9)Значение принятия христианства. 10)Заключение. Введение.

Греческая колонизация северного Причерноморья

echo "Поперше, грецькі поліси були незалежними від метрополій. Подруге, місцеві племена ніколи не були залежними від грецьких полісів. Греки селились тільки на незайманих теріторіях. Саме від часів Г

Принятие христианства на Белорусии (Прыняцце хрысциянства на Беларуси)

echo "Навокал чалавека дзейнiчалi сiлы, з якiмi можна было жыць у згодзе, але якiя трэба было слухацца, захоуваць табу, каб не парушаць згоду з навакольным светам. 3 прыняццем хрысцянства разумовы, ду

Алескандрия как центр античной науки

echo "Александр Македонский поручил спланировать новый город своему архитектору Дейнократу ( Дииохарому , Дегинократ ). Александрия была окружена крепкими стенами. Город, был распланирован геометричес

Россия в Первой Мировой войне

echo "Царизм тем охотнее пошел на это, что его экспансионистская экономическая политика в Персии к этому времени провалилась, и выдержать английскую конкуренцию Россия не могла. Вступлением в Антанту

Реформы Александра I. Деятельность М.М. Сперанского

echo "Борьба с сословными привилегиями была основной из главных задач Павла I . Он отменил грамоту 1785 г., на которой держались привилегии дворянства, отменил губернские дворянские собрания и выборы,